
Не знаю, догадались ли вы, но мы находимся в аэропорту. Сегодня с группой семиклассников мы прибыли на экскурсию в Абаканский аэропорт с целью профессиональной ориентации. И тот надзор, под который мы попали, имеет веское основание быть. Это значит, что служба безопасности аэропорта отлично выполняет свою работу.
Многие из прибывших сюда усть-абаканских школьников уже летали на самолётах. Однако эксклюзив этой экскурсии не в том, чтобы сфотографироваться среди серых, сияющих солнцем плиток здания, а, скорее, в возможности попасть туда, куда требуется специальное разрешение и договорённость, без которых нечего даже и пытаться проникнуть внутрь.
После осмотра вещей школьников пригласили проехать на взлётно-посадочную полосу в сопровождении экскурсовода Юрия Николаевича Сергеева, выпускника Выборгского авиационного училища. Когда-то он был в числе тех, кто первым обнаружил место жительства семейства Лыковых. В семидесятые годы, когда он начинал здесь работу, это было одно двухэтажное здание. Вскоре близ него появился стеклянный павильон и другие застройки.
– Каков маршрут? – спросила Наталья Зубарева, специалист отдела Центра занятости населения Усть-Абаканского района.
– Вдоль третьей-четвертой… Через вторую на ВПП. На ВПП тормозимся и выходим на пожарную. Согласно маршруту. Никак не ездим, как хотим, – улыбнулся сопровождающий. При этом представитель безопасности тщательно следил за каждым взмахом моей руки, в которой покоился «Кэнон». Один раз попросил глянуть снимки.
– Разрешите занять полосу с автобусом в сопровождении…
– На экскурсию? – послышался голос в рации.
– Всё верно.
– Понял. Разрешаю, – вновь раздался голос, когда наш транспорт, снабжённый светосигнальным оборудованием, отправился по лётному полю.
Нас высадили на взлётно-посадочной полосе, где самолёт разгоняется для взлёта и обретает покой после полёта. Юрий Николаевич обратил внимание ребят на свежий асфальт: «Несколько лет назад здесь произошла замена асфальтобетонного покрытия, а также на перроне и рулёжных дорожках. Вы даже не представляете, какой здесь слой асфальта – тридцать-тридцать пять сантиметров, – наш гид развёл руками, указывая на толщу слоя, – он способен выдержать суда любого класса. А под ним ещё специальная гравийная подушка полтора-два метра».
Все разметки, маяки имеют особое значение.
– Знаете, что такое глиссада? Это вертикальная проекция траектории полёта самолёта, линия, по которой он снижается. Видите высокую антенну? Это глиссадный маяк. На определённом расстоянии самолёт улавливает эту линию и снижается строго по ней. Ещё есть курсовой маяк. Если посадка идёт ниже уровня, поступает информация: «Вы идёте ниже уровня глиссады». Это значит, он может приземлиться в Калинино. А если заходит выше, то он пролетит взлётно-посадочную полосу. А когда он заходит строго по глиссаде, он видит вот эту центральную разметку и эти белые квадраты. – Наш экскурсовод старался выражаться как можно проще, чтобы мы понимали, о чём идёт речь. – Именно на них должен приземлиться самолёт. А это линия руления. Самолёт разворачивается. Встаёт на взлёт, обязательно со стороны против ветра. Если нужно срочно освободить взлётно-посадочную полосу, он уходит по косой рулёжной дорожке, – экскурсовод показывает в её сторону.
Следующим пунктом назначения стала аварийно-спасательная станция. В ней располагались пожарная техника и спасатели, встретившие ребят очень дружелюбно. Здесь осуществляется отслеживание взлётов и посадок самолётов.
Нас провели по комнатам, где спасатели отдыхают, показали их душевые (очень комфортные!) Но самым интересным для ребят было посмотреть спасательную технику и даже посидеть за рулём! Мальчишки с большими глазами спрашивали, для чего нужны те или иные детали, рычажки, и им с готовностью отвечали на все вопросы.
После того, как поступает сигнал о том, что где-то произошла авария, спасатели должны быть на месте уже через три минуты. Они имеют хорошую физическую форму, мобильны и легки на подъем. Если происшествие случилось за чертой аэропорта, выезжает поисковая машина. Эти пожарные машины отличаются от обычных большей оснащённостью и мощностью.
– Вы себе даже представить не можете, – заметил Юрий Николаевич, – как МЧС-ники вылетают пулей! Одеваются за 15-20 секунд. Обратите внимание – форма сложена специальным образом, чтобы её можно было очень быстро надеть. Оделись и в машину – хлоп! Ворота открываются автоматически. И машина уже в полном составе экипажа в течение сорока секунд после сигнала выезжает к месту. И у неё остаётся около двух минут, чтобы доехать до самой дальней точки.
Нам показали систему сигнализации ко всем объектам и поведали о внутренних единых телефонах, по которым связываются между собой все службы аэропорта.
А после осмотра всех помещений данного пункта мы приблизились к самолёту близ взлётно-посадочной полосы, где рассказ нашего экскурсовода начался с основ строения лайнера. Дети увидели, что такое фюзеляж, киль, стабилизаторы, рули высоты. Узнали, что на самом деле у самолёта не два крыла, а всего одно. Разглядели кабину экипажа, штурмана, гондолу, куда убираются шасси. Четыре газотурбинных двигателя…
– Это в общих чертах, – улыбнулся, по-отечески глядя на ребят, Юрий Николаевич. – К сожалению, сегодня я не могу подвести вас ближе, потому что самолёт находится под охраной. Но 18 августа планируется день открытых дверей. Вот там соберётся множество специалистов. И там вы сможете попасть внутрь и даже посидеть в кресле пилота.
Вскоре наш гид помог нам найти музей, где в макетах, журнальных вырезках, фотографиях и газетных статьях представлена история аэропорта.
По рассказу гида, он возник в далёком 1938 году. Молодые люди приехали в голые степи. А само село Калинино появилось примерно в это же время. Здесь всё предстояло обустроить. Во время войны в аэропорту расположилась учебная эскадрилья – пилотов и техников готовили на войну.
– Фактически только-только сформировалось предприятие. Именно это место по всем параметрам подходило для его организации. Прошло всего несколько лет, и начались военные события. Конечно, курсы были ускоренными. Но затем пошло нормальное планомерное развитие аэропорта.
Дети рассматривали макеты различных самолётов и вертолётов и могли разглядеть аэропорт сверху. Юрий Николаевич отметил, что сейчас эта сфера интересна не только юношам, но и девушкам. Он вспомнил, как отбирали бортпроводниц:
– Собиралось сорок-пятьдесят девушек. А отбирали пять-семь. По стройности, по внешней красоте и по грамотности речи. Но, что более важно – по эстетике голоса. Бывает, девушка всем хороша, красивая, всё, как надо, и ведёт себя прилично, но начнёт говорить…
В ходе этой поездки многократно отмечалась необходимость отличного, безупречного знания английского языка – главное условие для работы практически во всех службах аэропорта, и таких дисциплин как физика и математика. А также важно хорошее здоровье и физическая подготовка.
Напоследок школьников провели в диспетчерскую, где ведётся контроль за воздушными судами в небе, за их положением и успешным возвращением на землю. Здесь на мониторе мы увидели четыре самолёта, находящихся в данной контролируемой воздушной зоне. Мерцающими маячками они медленно двигались по экрану. Здесь же специальная техника фиксирует и записывает всё, что говорят диспетчеры и те, кто здесь находится.
Сложнейшая техника, куча проводов, микрофоны и сигнальные датчики – работа напряжённая, интересная, требующая усидчивости, внимательности и ума. Здесь принимаются сигналы. И отправляются. Здесь, в диспетчерской, решается если не всё, что происходит с самолётом, так очень многое.
– Очень важна фразеология, – пояснили специалисты, – знаете, что это такое? Это особый порядок команд, последовательность сигналов. Что было бы, если бы во время экскурсии ваш проводник спросил: «Эй, ну что, мы на ВПП выедем, ладно?» И ему бы ответили: «А, ну давай»… Здесь такие вольности не допустимы. Есть чёткие команды и порядок слов.
В завершение Юрий Николаевич рассказал, как происходит приготовление пищи, которую подают в рейсе.
– Я мог бы провести вас в цех бортпитания, будь вы в белых халатах и с санитарными книжками. У вас есть с собой санитарные книжки? – улыбнулся он. – А у меня есть. Что ж, продукты покупаются самые свежие. Жёсткий, очень жёсткий контроль за качеством пищи, который осуществляет Роспотребнадзор. Их представители, можно сказать, «живут» в этом цехе. Постоянно берут пробы, делают анализ воды на проверку бактерий и прочее.
Ученики среднего звена услышали, что необходимо для обучения в данной отрасли, какие баллы ЕГЭ позволят им рассчитывать на успех, увидели работу аэропорта и всех его служб изнутри и убедились в том, что эта работа – не из ряда обычных. Жизнь, где взлётная полоса – это начало дня, овеяна романтикой, пропитана сложностями и по итогу заслуживает достойных наград и похвалы. И помните, ребята, как поётся в песне: «Взлётная полоса есть у любой мечты». Не бойтесь думать о небе, о штурвале, о великом.
Ольга Кайнова
Фотографии поездки
можно посмотреть по ссылке:
https://vk.com/album-106096763_229888348
Оставить сообщение: