
А что же мы о них помним? Что мы знаем о стариках, живущих рядом с нами? Кто знает о том, что старенький сосед дед Миша воевал ещё на Халхин-Голе? А кто помнит, где это? Кому известно, что ветеран труда не по годам активная и жизнерадостная бабушка Татьяна прошла войну, а после неё своими тоненькими, как прутики, руками отстраивала разрушенную страну? Знают о том единицы – родные и близкие этих стариков. Но можем узнать и мы, близкие и далёкие соседи, земляки, потому что о таких людях надо знать, надо рассказывать об их беспримерном подвиге и мужестве сегодняшнему подрастающему поколению.
Моя героиня – 89-летняя жительница села Солнечного Нина Архиповна Дрюпина. Примечательна она, в том числе, и своим почтенным возрастом, и огромным стажем работы в медицине, и тем, что вырастила четверых детей, помогала поднимать семь внуков, до сих пор оказывает помощь в воспитании девяти правнуков. Но главное её достоинство, пожалуй, – воинский подвиг, совершённый в годы Великой Отечественной войны на полях сражений. О том немного подробнее.
Когда Ниночке исполнилось 17 лет, нашу Отчизну чёрным покрывалом накрыло беспросветное горе, имя которому «война». В ту пору семья Нины жила на Дальнем Востоке в городе Уссурийске. Находясь в глубоком тылу, Нина ощущала и свою сопричастность в помощи фронту. Выражалось это в копке противотанковых рвов, когда приходилось долбить мёрзлую землю маленькой неудобной штыковой лопатой; а затем в заготовке леса для фронта, когда хрупкая невысокая девчонка-подросток вместе с такими же юнцами как она, находясь по пояс в снегу, в глухой тайге под аккомпанемент волчьего воя двуручной пилой пилили огромные в два обхвата деревья...
Окончив медицинские курсы, 20-летняя Нина 4 января 1944 года прибыла на Дальневосточный фронт. Её военная одиссея проходила в Китае вплоть до 5 декабря 1945 года. Что только не пришлось пережить молоденькому санинструктору, в каких передрягах побывать, об этом без слов рассказали её по-прежнему живые, невероятно лучистые глаза и натруженные морщинистые руки. Впечатления дополнили воспоминания ветерана.
– Войну я помню, как сейчас, – пустилась по волнам своей памяти моя собеседница. – На полях сражений, в окопах, под беспрестанной бомбёжкой и свистом пуль меня спасали Бог и ангел-хранитель. А я спасала наших раненых солдат. Порой, нести на себе раненого приходилось несколько суток, десятки километров. Тяжело было, страшно, но о том не жалею!
Её бесстрашию и ловкости не переставал удивляться командир их части, о чём не раз говорил Нине: «Как ты, маленькая, хрупкая, не боишься и всё успеваешь?» А выживать и не падать духом помогали оптимизм, уверенность в своих силах, молодость, огромное желание жить и песни. Да-да, именно песни, исполняемые сердцем, помогали сохранить человечность, напоминали о доме и родных людях, берегли от зачерствения душу.
Нина Архиповна поведала такой случай. Однажды после боя наши войска отбили у японцев плацдарм. При осмотре местности солдаты наткнулись на барак. Решили посмотреть, что там находится. Оказалось, от войны в нём прятались жёны и дети японских офицеров. Старший группы принял решение уничтожить противника. Уже вскинулись автоматы, готовые исполнить смертельный пересвист, как между автоматчиками и приговорёнными встала Нина с криком: «Не позволю, мы не звери, а они (жест в сторону женщин и детей) ни в чём не виноваты!» Доводы о том, что это враг, что за такой поступок по головке не погладят, не убедили Нину отступить. Начальство предупредило её о том, что этот поступок будет известен Верховному Главнокомандующему, и чтобы она готовилась к расстрелу сама. Ответ товарища Сталина был однозначным: санинструктору объявить благодарность за проявленные мужество и человеколюбие.
До сих пор памятен моей героине момент вывода советских войск из Китая. «Наша часть выходила последней. Помню, как бесконечной вереницей шли мы по направлению к границе, как ехала техника, скакала конница. Вдоль нашего строя на коне ехал какой-то генерал, контролировал вывод войск. Он объезжал нашу немалую колонну, постоянно возвращался назад, следил, чтобы не было отставших. И вот, когда в очередной раз он вернулся в хвост колонны, его конь наступил на мину. От того генерала и его лошади осталось лишь мокрое место, а я до сих пор думаю: как это так, по той мине прошли сотни ног, проехали десятки единиц техники, а рванула она только под генеральским конём, словно только его и ожидала...»
Дома ветерана ВОВ Ниночку ожидали родители и страшный голод. Отец моей собеседницы на фронт не попал из-за брони (он работал на стратегическом объекте – железной дороге). А вот братья с фронта не вернулись – ни родные, ни двоюродные. Долгожданный и невероятно сладостный день победы для Нины навсегда омрачён известием о гибели одного из братьев. «Все ликуют, радуются, танцуют, а я – плачу», – вспоминает Нина Архиповна.
Кушать было совершенно нечего. И беременная Нина (после войны она вышла замуж за разведчика, служившего в ставке командования, Владимира Дрюпина) по договору уехала в Китай работать медсестрой. Оттуда по мере возможности она снабжала семью продуктами и вещами, что и спасло всех от верной гибели.
В 1949 году молодая семья Дрюпиных решила перебраться на родину мужа в Бурятию. У Владимира в Улан-Удэ родственники занимали руководящие должности на мелькомбинате. Нина устроилась на комбинат санинспектором. «Только там, в Бурятии, я, наконец, смогла вдоволь покушать и накормить своих детей», – делится воспоминаниями моя героиня.
Прошли годы, выросли дети и внуки, перестал существовать Советский Союз. В 2000 году Нина Архиповна овдовела. Справиться с одиночеством и горем по-прежнему помогали дети и внуки. Со временем моя собеседница перебралась в Хакасию, куда до этого жить и работать уехала её любимая внучка Леночка. Бабушка не смогла пережить разлуки и отправилась вслед за внучкой. Поселилась в Солнечном. Но городскому жителю Нине Архиповне в селе пришлось трудно: нужно и печь натопить, и воды принести-унести, и удобства, извините, за углом. Конечно, глава сельсовета не оставлял ветерана без внимания и снабжал положенным бесплатным топливом. Да и внуки с дочерью, у которых поселилась Нина Архиповна, помогают справиться с деревенскими проблемами, но стеснять родных она не желает, да и пожить, как говорится, для себя ещё хочется.
Нина Архиповна заявила свои права как участник Великой Отечественной войны, как вдова фронтовика на собственное благоустроенное жильё. Вот тут-то моей собеседнице пришлось встретиться с определёнными трудностями. Преодолеть все сложности ветерану помогли как всегда родные и добросердечная соседка. Сегодня у Нины Архиповны на руках имеется сертификат на приобретение собственной благоустроенной квартиры в Черногорске, куда пожилая женщина в скором времени и планирует перебраться.
История жизни одного замечательного человека уместилась в небольшом газетном материале. Сказано немало, а несказанного осталось ещё больше. Рядом с нами живёт история – трагичная и богатая на события, интересная и бесконечная. Сегодня её ещё есть кому рассказать. Давайте найдём время, чтобы её услышать. Давайте отдадим дань уважения всем людям долга и отваги, вынесшим войну, выстоявшим в тылу, не сломавшимся на полях сражений, принесших победную весну. Вам, герои, войну победившие, – поклон и память поколений!
Оставить сообщение: