Рекламный баннер 990x90px ban1
100.68
106.08

Владимир Штыгашев: «Вся законотворческая деятельность парламента абсолютно открыта и публична»

– Владимир Николаевич, Верховный Совет седьмого созыва в новом составе отработал почти год. В чём этот период был сложным и насколько его можно считать результативным?
– Он действительно был непростым. И главная сложность заключалась в том, что Верховный Совет после выборов, состоявшихся в сентябре 2018 года, очень серьёзно обновился. Почти на две трети. Из 50-ти избранных депутатов республиканского парламента больше половины – это новые люди, многие из которых не имели полного понятия о том, что из себя представляет законодательный процесс, как разграничены полномочия между федеральными, республиканскими и муниципальными органами власти. Далеко не все были хорошо знакомы с основными нормативными правовыми актами, на основе которых строится работа высшего законодательного, представительного органа государственной власти Республики Хакасия.
Поэтому вместе с началом работы часть депутатов, по сути, проходила ещё и обучение. Этот процесс, кстати, продолжается до сих пор и, в целом, проходит успешно. В том числе благодаря активному участию и помощи, которую оказывают депутаты, работавшие в предыдущих созывах, и специалисты Аппарата Верховного Совета. Одна из главных задач – сохранить преемственность и передать ценный многолетний опыт парламентской работы.
Другой, не менее важной особенностью седьмого созыва является то, что в нынешний состав парламента вошли представители семи политических партий: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия», «Коммунисты России», «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» и «Патриоты России». При таком «пёстром» составе парламентского большинства сейчас нет ни у одной политической партии, представленной в Верховном Совете.

– Это отражается на работе?
– Естественно, отражается и очень заметно. Ведь у каждой партии свои политические цели. Скажу больше, даже внутри фракций, а их в Верховном Совете создано и действует пять, идёт конкуренция, борьба. И иногда получается так, что все начинают идти в разные стороны, а важно, чтобы было наоборот.
Поэтому, как руководитель парламента, с первых дней обращался к депутатам с самой главной просьбой и постоянно отстаиваю эту позицию – ставьте на первое место не партийные интересы и своих партийных вождей, а интересы жителей республики. Ведь вас выбрали не партии, а люди.

– Ваше решение сложить с себя полномочия руководителя фракции в парламенте тоже было продиктовано этой позицией?
– Именно так. Единственная партия, которой мы должны все служить, – это избиратели Хакасии. И я рад, что постепенно это понимание приходит. Хотя моменты бывают всякие. Разные мнения, споры. Чтобы конструктивно разрешать подобные ситуации, была реализована инициатива по созданию Совета руководителей фракций. Он работает. За прошедший период Совет собирался уже неоднократно, и этот формат обсуждения помог прийти к общему мнению по многим вопросам и принять согласованные решения в интересах республики и её жителей. Это самое ценное.
Несмотря на сложности в начале работы седьмого созыва, парламенту удалось достаточно оперативно сформировать комитеты и комиссии, выбрать их руководителей, Председателя Верховного Совета и Первого заместителя, также удалось обеспечить взаимодействие. И сейчас крайне важно, как можно скорее завершить это «боевое слаживание».
Рассчитываю, что по итогам довыборов в сентябре четыре вакантных места в Верховном Совете займут достойные люди, кому избиратели окажут доверие. И парламент республики продолжит работу в полном составе. Речь идёт о вакантных местах, которые занимали досрочно сложившие депутатские полномочия Андрей Асочаков, Александр Жуков, Валентин Коновалов, а также о четвёртом мандате, который по итогам выборов мог получить Михаил Валов, но предпочёл занять пост главы Саяногорска, где также одержал победу по результатам голосования.
Подводя итоги первого законо-творческого сезона, считаю важным отметить, что он прошёл без срывов. Все основные законы и решения были приняты. И тот примерный план законопроектной работы, которым мы руководствовались, процентов на 90 был выполнен. Рассмотрение ряда законопроектов в силу разных причин было перенесено на более поздний период. Их доработка продолжается.
В целом с начала работы депутатами седьмого созыва принято 89 законов, из которых 22 законопроекта были внесены Правительством Республики Хакасия.
– То есть, получается, что инициатива чаще исходила от Верховного Совета?
– Согласно Конституции Республики Хакасия правом законодательной инициативы обладает не только Правительство и Верховный Совет. В главном законе это право закреплено и за другими субъектами, и они им тоже активно пользуются, готовят и вносят законопроекты на рассмотрение парламента.
Что касается соотношения количества законодательных инициатив со стороны Правительства и Верховного Совета, то от исполнительной власти их могло быть и больше. Например, вопросы, связанные с приведением республиканского законодательства в соответствие с федеральным. После внесения изменений в федеральное законодательство соответствующие изменения в установленные сроки необходимо внести и на региональном уровне. И если по каким-то направлениям, за которые отвечает правительство, законодательная инициатива запаздывает, Верховный Совет, используя своё право, вносит свои законопроекты.
Во многом это объясняется тем, что в Правительстве также произошли серьёзные перемены: сменился Глава республики, сменились руководители многих министерств. Причём в некоторых из них по нескольку раз за сравнительно небольшой период. Процесс формирования Правительства не завершён до сих пор, и это вызывает беспокойство.
Всё это происходит ещё и потому, что руководителю республики навязывают советы разные приезжие «кукловоды», которые ни за что не отвечают. Поэтому я надеюсь, что глава региона будет принимать самостоятельные решения. Ведь в конечном итоге всё это отражается на эффективности работы и на решении тех задач, которые сегодня стоят перед исполнительной властью и в целом перед республикой.
Речь идёт и о реализации национальных проектов, о работе по повышению доходной части бюджета за счёт расширения налогооблагаемой базы, работы с крупными налогоплательщиками.

– Владимир Николаевич, а на каких из принятых законов, за время работы депутатов седьмого созыва, Вы бы отдельно акцентировали внимание?
– Конечно, это конституционный законопроект о внесении изменений в Конституцию Республики Хакасия. Он принят пока только в первом чтении, и работа над ним продолжается, с учётом поступающих поправок и замечаний. В том числе это касается Администрации Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия. Её деятельность должна быть узаконена, либо эта структура должна быть ликвидирована, и Верховный Совет не оставит этот вопрос без внимания.
В числе других принятых решений особо отмечу Законы «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Хакасия в целях сохранения мер социальной поддержки отдельных категорий граждан» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Хакасия в целях сохранения мер социальной поддержки женщин, достигших возраста 55 лет, и мужчин, достигших возраста 60 лет». Эти изменения позволили сохранить им льготы, которые раньше предоставлялись пенсионерам и многодетным при достижении пенсионного возраста. Сейчас он повысился, но льготы мы сохранили для мужчин и женщин, как было и раньше, с 55 и с 60 лет соответственно. Это потребовало значительных расходов из республиканского бюджета, но это было принципиальное решение, от которого зависит социальное благополучие многих людей. Это одни из важных шагов.
Если говорить о новых базовых законах, стоит отметить «О регулировании отдельных отношений в сфере добровольчества (волонтёрства) в Республике Хакасия». У нас в регионе до этого не было законодательного акта, регулирующего эту деятельность. Принятый закон направлен на поддержку волонтёрского движения.
Ещё одним не менее важным аспектом работы Верховного Совета является рассмотрение наиболее сложных вопросов в рамках «Правительственного часа», что помогает не только обсудить острые проблемы, но и наметить пути их решения. Как пример, приведу ситуацию с неиспользуемыми землями сельхозназначения. Это касается так называемых паевых наделов. Многие владельцы не оформили их как положено и не выделили в натуральном виде. В результате десятки тысяч гектаров оказались по сути бесхозными и заросли бурьяном. Парадокс в том, что фермерам и сельхозпроизводителям земли не хватает, но этими участками они воспользоваться не имеют возможности.
По итогам «Правительственного часа» были даны рекомендации Правительству Хакасии провести инвентаризацию земель сельхозназначения и разработать, в рамках государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе», подпрограмму, которая позволит предусмотреть субсидии муниципальным образованиям для возврата неиспользуемых земель в собственность муниципальных поселений и районов.

– Владимир Николаевич, иногда приходится слышать реплики, что Верховный Совет что называется «втихую» принял закон, как вы это прокомментируете?
– Такое в принципе невозможно. Вся законотворческая деятельность парламента абсолютно открыта и публична. Во-первых, все законопроекты проходят рассмотрение на Президиуме Верховного Совета. В его работе принимают участие представители всех комитетов и комиссий парламента. Заседания Президиума Верховного Совета Республики Хакасия освещаются средствами массовой информации, аккредитованными при Верховном Совете. То же самое касается сессий Верховного Совета, где принимаются законы. Затем все они в обязательном порядке публикуются в официальных печатных изданиях Республики Хакасия – это газеты «Хакасия», «Хабар» и в бюллетене «Вестник Хакасии». Также стоит отметить, что весь пакет документов, касающийся каждого законопроекта, начиная от пояснительной записки, размещается на официальном сайте Верховного Совета и любой желающий с этими документами может ознакомиться в любое время.

– Владимир Николаевич, если говорить о плане законодательной работы на второе полугодие, что в приоритете?
Запланировано рассмотрение 30 проектов законов на второе полугодие 2019 года, хотя эта цифра может и поменяться, поскольку планирование является предварительным. В первую очередь, необходимо принять закон о бюджете республики на 2020 год, предусмотрев финансирование социально значимых и других важных направлений.
Есть потребность вернуться к обсуждению дальнейшего финансирования проекта «Дачи Хакасии», который за предыдущие годы доказал свою значимость и востребованность у людей. За годы реализации программы в республике удалось начать возрождение дачных обществ, дорог, инфраструктуры, освещения, водоснабжения, обустройства автобусных остановок. Есть ещё много проблемных вопросов, конечно, их нам предстоит решить, но главное в том, что люди вновь стали возвращаться к работе на земле, что даёт возможность обеспечивать себя продуктами.
Нам предстоит принять бюджет Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия на предстоящий год.
Приоритетным остаётся и осуществление парламентского контроля за реализацией национальных проектов в республике.
То есть интенсивность работы не уменьшится, и надеюсь, что после завершения избирательной кампании депутатский корпус в полном составе сможет более эффективно решать задачи, стоящие перед законодательной властью Хакасии и в целом перед республикой.

Ольга Смирнова, по материалам Верховного Совета Республики Хакасия

78688

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы