В последующие годы обеспечить запланированные объемы пиломатериалов завод не мог, постоянно срывались поставки. Основные потребители «Кузнецкстрой», «Кузбасжилстрой», «Энергострой», не были обеспечены, что ставило под угрозу срыв сроков строительства Новокузнецкого металлургического комбината.
Это обстоятельство не могло не встревожить Хакасский областной исполнительный комитет. Было обращено особое внимание на ликвидацию прорыва и вскрытие причин падения производства. В результате работы комиссии было установлено, что одной из основных причин невыполнения производственной программы служит крайне неудовлетворительное снабжение продовольствием и промышленными товарами, недокомплект рабочих. Он составлял 53%. Что касается снабжения, то выяснилось – заявки, регулярно подаваемые лесозаводом в краевые организации на получение продовольственного пайка рабочим, в соответствии с планом потребности рабочих кадров, выполнялись лишь частично. Так в мае-июне 1932 года по плану требовалось 3,5 тыс. пайков, а было выдано 1,94 тыс. пайков. В то время и эта партия пришла с большим опозданием. Несмотря на то, что заявки были исключительно на муку, Крайснаб производил отпуск пайков зерном. Были случаи, когда рабочие в столовой принимали пищу без хлеба. Рабочим выдавалось по 200-300 граммов хлеба, причём без предоставления пайков членам их семей. Зная сложившуюся ситуацию на предприятии, люди не вербовались для работы, в результате чего сложился дефицит рабочих кадров. И только после принятия мер отток рабочих был приостановлен. Комплектация рабочими шла за счёт сельского населения Краснотуранского, Идринского районов, репрессированных лиц, спецпереселенцев. Было начато строительство жилых домов. Были построены дома барачного типа по ул. Почтовая, в 1934 году были построены двухэтажные дома на «весёлом поле» – ныне пересечение улиц Карла Маркса и Октябрьской, на ул. Урицкого. В 1936-1938 годах были построены четырех квартирные дома в «соцгородке» – ныне улицы Ленина, Чапаева, построены ясли на месте которых Сбербанк. Было построено двухэтажное общежитие на 50 мест, на первом этаже которого разместили детский сад на 80 мест. Для подготовки рабочих кадров было создано фабрично-заводское училище. Продолжалось строительство и производственных цехов. Основной строительный материал, используемый при строительстве: дерево и бутовый камень.
В 1932 году был построен и запущен в эксплуатацию Лесопильный цех, а в 1935 году – деревообрабатывающий цех, в котором было установлено 23 станка. Первой продукцией были стулья. Цеха были деревянными. Из бутового камня были построены: котельная, кузница, ремонтно-механическая мастерская, гараж, сушильные камеры.
В те годы было распространено стахановское движение, целью которого являлось достижение наивысших результатов в производительности труда. Работники Лесозавода приняли активное участие в этом движении. В строительстве объектов Лесозавода проводились пятидневки, месячники, стахановские сутки по цехам завода. О развитии этого движения газета «Советская Хакасия» в феврале 1936 года писала: «В Усть-Абаканском лесозаводе проведены стахановские сутки, давшие выполнение производственных показателей на 160 процентов. С 25 февраля была проведена стахановская пятидневка, производительность труда достигла 142 процентов». В марте был организован месячник стахановского труда – производительность труда составила 169 процентов по всем цехам. Если в начале зарождения стахановского движения на лесозаводе было 20 – 30 стахановцев, то к концу года – 100 человек, среди них рабочий Иванцов, выполнявший план на 225%, токарь Леднёв – на 209%, станочница Феоктистова – на 210%.
21 мая 1936 г. газета «Советская Хакасия» печатала, что Усть-Абаканский лесозавод выступает с инициативой: стахановский завод не должен иметь в своих рядах безграмотных. В результате были организованы курсы по ликвидации безграмотности. С 1 июня 1936 года завод перешёл на постоянную стахановскую работу.
Весной 1936 года Лесозавод постигло стихийное бедствие – наводнение. Все цеха были затоплены водой, унесло лес. А в 1939 году была сорвана запань, в которой находился лес, полученный сплавом. Часть его унесло – это сказалось на выработке пиломатериалов.
После наводнения был заложен фруктовый сад. В саду росли яблони, ранетки, смородина. Садовником был китаец Ван-Вен. Продукция сада шла в столовую, ясли, детсад.
Работники лесозавода не только по-стахановски работали на своих рабочих местах, но и принимали активное участие на лесозаготовках, на лесосплаве, на строительстве оросительного канала. Вот что говорит старейшая работница завода А. Авдонкина (газета «Районный вестник» №66 от 04.06.1992), работавшая на заводе с 1933 года: «Только разворачивалось строительство цехов, а план уже надо было давать. Вот и отправляли всех подряд на заготовку и сплав леса, в том числе нас, женщин. Тяжело было с первого года работы. А когда началась война, десять часов работали на рабочем месте в лесоцехе, после работы получаешь новое задание – идти на сплав, а это значит , что тебе ещё часов десять предстоит из воды вылавливать лесины и катать их. А работы на сплаве велись с ранней весны до глубокой осени, до ледостава. Как зайдёшь в начале мая, а то и в конце апреля, в ледяную воду, ног не чувствуешь, а тебе ещё работать в цехе надо. Так приспособились бегать в воде бегом, кто быстрее, чтобы холода не замечать.»
Продолжение следует...
Виктор Аврамов
Оставить сообщение: