Профиль… понятно, для чего столько усилий
Конечно, объединение трех корпусов потребовало значительной перестройки в сферах образовательных учреждений поселка. Стоило ли оно того? Одним из главных результатов, которых хотели достичь всеми этими изменениями, стала работа профильных классов. Обратим на это достижение особое внимание.
Итак, благодаря объединению трех школ в одну стало возможным профильное обучение старшеклассников. Теперь все десятиклассники приезжают на занятия в первый корпус, где обучаются по одному из профилей, выбранных ими в начале года: историко-правоведческий, социально-гуманитарный и биолого-химический. В посещении уроков нет никаких проблем, так как с самого утра школьные автобусы забирают в микрорайонах «Кулацком» и «Гидролизном» ребят, а их около сорока, и доставляют до места учебы – в первый корпус. Кроме того, у школьников есть «проездные» для льготных поездок на «пятерке».
Что значит «профиль» для ученика? Выбранные ребенком предметы изучаются более углубленно на большем количестве уроков. Такие усердные занятия, дополненные работой на факультативах, облегчают старшеклассникам подготовку к государственным экзаменам, помогают как нельзя лучше познакомиться со школьным предметом, что придает уверенности не только перед грядущими ЕГЭ, но и уверенности для участия в олимпиадах и конкурсах высокого уровня.
Кто-то может возразить: раньше тоже существовал профиль! Так, считалось, что в первой школе – гуманитарный уклон преподавания, а во второй, например, – физико-математический. Зачем понадобилась эта реформа с профильными классами? Ответ очевиден – она позволила детям и их родителям самим выбрать профильный уклон, а не мириться с тем, который диктовало бы им место жительства, в соответствии с которым и выбиралась ближайшая школа с ее уклоном изучения отдельных предметов. При этом ученики теперь могут посещать факультативные занятия, проводимые не их непосредственно преподавателем. Возможно, раньше это могло как-то обижать своего, «родного» учителя, проводящего факультатив по этому же предмету, но ученик которого решил ходить на факультатив к другому педагогу. Теперь же такая свобода выбора – норма!
Перед началом следующего учебного года среди старшеклас- сников вновь будет проведен опрос, который покажет, какой именно предмет они хотели бы изучать углубленно.
А чтобы помочь ребятам пережить смену привычного им места обучения и привыкнуть к чужим школьным стенам, найти друзей и признание в новом кругу знакомых, администрация школы часто устраивает самые разные мероприятия, начиная с олимпиад и заканчивая дискотеками.
Решение кадрового вопроса
Слияние корпусов позволило педагогам преподавать не только в родных стенах своей школы, но и в первом корпусе, куда устремились все старшеклассники поселка. Благодаря этому нет недостатка в учителях – все вакантные места заняты, а классы не страдают от «дефицита» кадров. Конечно, некоторым педагогам приходится проявлять особую мобильность, проводя занятия в разных корпусах. Но ученики и их родители этому рады, ведь теперь подготовка к ЕГЭ осуществляется под руководством сильнейших педагогов. Закрыты все кадровые проблемы, существовавшие в каждой школе по отдельности. Например, в третьем корпусе сейчас есть учитель физики (приезжает из второго), во втором – учитель технологии у девочек (приезжают из первого и третьего корпусов) и т.п.
Зарплата тоже изменилась?
Изменения всей системы образования в Усть-Абакане отра- зились и на зарплате педагогического коллектива. Еще год назад зарплата учителей в разных школах нашего поселка могла существенно различаться, вплоть до десяти тысяч рублей. Такая разница объяснялась тем, что в каждом учебном учреждении были свои порядки, и администрация каждой из школ самостоятельно регулировала этот вопрос. Теперь же школа – одна, руководство – одно и, следовательно, о разнице в 10 тысяч рублей не может быть и речи. Заработная плата выровнялась не за счет того, что у кого-то она понизилась, а за счет повышения ее у тех работников, у кого была ниже. Но многие учителя работают на полторы ставки, и потому перед началом следующего учебного года кадровый вопрос будет подниматься вновь.
«Моё» становится «общим»
Если раньше каждая из школ заботилась о собственном спортивном и техническом инвентаре, то теперь администрация объединенной школы решает проблемы каждого из корпусов, следя за тем, какой из них и в чем нуждается.
При этом корпусы не конкурируют, а любезно оказывают друг другу материальную помощь.
Так, например, в первом корпусе – отличный просторный спортзал, где рады воспитывать спортсменов – ребят из всего поселка, а также проводить для них общие мероприятия. Другой пример: когда возникает потребность в недостающих учебниках в одной из школ – другие готовы поделиться книгами.
Парты, мебель и даже моющие средства – всё это теперь становится не «моим», а «общим», потому как и директоров – не трое, а всего один. И речь идет не только о партах и стульях. Теперь проще контролировать и электронику – где необходимо обновить компьютеры, куда заказать интерактивные доски. Такое разумное распределение всех средств, планирование бюджета по трем корпусам позволяет закрыть пробелы там, где они до этого существовали.
Что скажут учителя?
Конечно же, эти изменения коснулись не только учеников, но и их наставников, которые также вынесли массу положительных моментов из всего происходящего. Такая необходимость проводить занятия в разных корпусах, среди разных педагогических коллективов способствует обмену педагогическим опытом. Учителя стали больше общаться, интересоваться преподавательскими методами друг друга. Для них даже стал проводиться специальный методический фестиваль «Давайте знакомиться», где педагоги с радостью повышают свой профессиональный уровень, обретают новых друзей среди коллег. С радостью – это не преувеличение. Эти фестивали не становятся формальностью, так как по окончании таких встреч учителя не спешат расходиться по домам – они узнают электронную почту друг друга, сбрасывают ссылки со своими разработками, планами успешно проведенных ими интересных занятий.
Но сдружились не только педагогические коллективы! Даже в кухнях школьных столовых повара готовят по одному меню, созваниваются, делятся рецептами. А работники, обеспечивающие техническую сторону, чаще всего теперь собираются вместе для устранения неполадок или замены оборудования. На вопрос, почему бы не заняться одному этим, казалось бы, несложным делом – звучит ответ: «Так проблему устраним быстрее!»
Подведем итоги
Итак, объединение трех школ в одну позволило создать профильные классы по выбору учеников, решило кадровые проблемы, выровняло зарплату, дало возможность учителям и другим работникам учреждений делиться друг с другом опытом, в какой-то мере устранило материальные проблемы, как, например, с отсутствием учебников, мебели. И, конечно же, единое руководство над школами позволяет равномерно и справедливо решать самые разные проблемы корпусов, распределять расходы и обновлять учебное оборудование.
Хочется добавить комментарий Ларисы Викторовны:
– Конечно, есть сложности в организационном и административном управлении школой. Обязанности между заместителями директора были распределены в начале учебного года, но уже в процессе работы стали понимать, что необходима значительная корректировка. Предполагаемая в сентябре модель методической работы также изменена. И таких изменений много, и они еще будут. Но, тем не менее, уже достигнута определенная стабильность в работе, пришло осознание общности дела. Выражаю слова благодарности своим заместителям за компетентность, желание выстраивать новую школу и продуктивно взаимодействовать, а также всему коллективу за понимание сложности настоящего момента для новой Усть-Абаканской школы.
В любом случае все «плюсы» и «минусы» станут более очевидны по результатам ЕГЭ. А каково ваше мнение, уважаемые читатели?
Ольга Кайнова
Оставить сообщение: