Именно в такое путешествие в очередной раз и отправились юные туристы Усть-Абаканского центра дополнительного образования на очередную экскурсию по достопримечательностям Хакасии, а проходило данное путешествие в рамках республиканского конкурса «Школьное путешествие-2016», победителем которого вновь стал наш Центр!
Тридцать восемь учащихся детского объединения «Рюкзачок» туристско-краеведческой направленности в сопровождении девяти взрослых совершили погружение в эту тайну и увидели своими глазами то, что еще сорок лет назад было недоступно нашим современникам. Все мы стали свидетелями чуда, которому тысячи лет, увидели застывшую в абсолютной тишине музыку камня – взметнувшиеся вверх пирамиды и пагоды сталагмитов, свисающие с высоких потолков острые копья сталактитов, кристаллические щетки кораллитов, причудливо расползающихся по каменным стенам, вековую «драпировку», волно-образно раскинувшуюся по стенам и потолку, огромные залы, соединенные галереями ходов, и узкие лазы. Это Бородинская пещера.
Северо-западнее поселка Толчея на территории Боградского района находится эта знаменитая на всю Хакасию, удивительная по своей красоте пещера, среди спелеологов она известна как Сталактитовая. Пещера почти горизонтальна и соединяет три грота. Самый крупный из них – Грандиозный – имеет размеры 60 на 135 м и высоту до 20 м. В пещере находится самый большой в Сибири сталагмит – «Пагода», который возвышается над фундаментом на 5 метров.
Именно в таких путешествиях, когда можно самому увидеть, услышать, потрогать и почувствовать, и открывается детской душе понятие красоты, любви ко всему живому, непохожему на то, что окружает нас каждый день.
Поэтому так важны для нас те детские впечатления, которые мы стараемся собрать по крупицам, как ювелир, что собирает из жемчужин свое удивительное ожерелье, так собираем мы, педагоги и родители, детские эмоции и открытия в свое ожерелье – дружную семью, команду, коллектив, народ.
Дети воспринимают этот мир по-своему, где-то ярче, где-то замечая те мелочи, которым перестали удивляться мы, взрослые.
Валерия Лалетина:
«Мне понравились большие ледяные сосульки, которые красиво застыли среди камней, когда на них падает свет фонаря, то кажется, что зажгли старинную керосиновую лампу, которой пользовались наши прабабушки…»
Марина Волчок:
«Проходить пещеру было и сложно, и красиво. Больше всего мне понравилось подниматься по веревке на второй этаж с помощью узла «булинь», я думала, что это будет сделать сложно, но благодаря сплоченности нашего дружного коллектива все справились…»
Данил Меркушев:
«Меня впечатлили остатки векового ледника, которые располагаются в привходовой части пещеры, когда же мы спустились глубже, то увидели летучих мышей, занесенных в Красную Книгу Хакасии…»
Дарья Кузнецова:
«С нами было много маленьких детей, за которыми нужно было присматривать, но несмотря на то, что они первый раз в жизни были в пещере, проявили себя не хуже взрослых, которые тоже впервые спустились под землю. Мы прошли всю пещеру за 4 часа, хотя нас было 47 человек, думаю, что это неплохо.
Особенно меня поразили размеры пещеры, представьте, вы заходите в грот, высота которого 40, а длина 150 метров! Грандиозные размеры!..»
Василиса Дунаевская:
«Выйдя из автобуса, мы пешком добрались до входа в пещеру, где нас выстроили в определенной последовательности, чтобы более опытные могли помогать тем, кто первый раз спускается в пещеру. Было сложно соблюдать строй, хотелось все время все сделать быстрее, но нельзя было бросить товарищей, которые рассчитывали на тебя. Мы очень сдружились за этот поход с ребятами из других групп. Путешествие было увлекательным…»
Анна Медведева:
«В пещере я увидела огромные сталактиты. Они очень красивые. Мы узнали, что камни тоже растут, как деревья, только намного дольше, а еще мы узнали, что эта пещера знаменита своим пещерным жемчугом…»
Алексей Васюков:
«Я шел первым, как капитан команды, прокладывая маршрут движения и осуществляя навеску, где это было необходимо, и помогая тем, кто шел за мной. Нас было много, у каждого горел фонарь, и когда я оглядывался назад на всю эту вереницу, то мне казалось, что это горят звезды, только до них можно дотянуться рукой. Это очень красиво…»
Александр Кускашев:
«Когда мы уселись в автобус, Светлана Борисовна – наш руководитель, начала рассказывать нам историю открытия пещеры, из ее рассказа я узнал, что у пещеры два имени: одно географическое, а другое дано по тем достопримечательностям, которыми богата пещера – сталагмиты, на которые мне не терпелось посмотреть самому. Из рассказа я узнал, что мы увидим грот «Грандиозный» и «Храмовый», название первого происходит от его огромных размеров, а второй так назван из-за того, что он похож на храм с множеством икон, так потрудились вода и время.
Пещера заселена летучими мышами, которых мы то и дело встречали на своем пути, поэтому мы старались вести себя как можно тише, ведь это мы пришли к ним в гости и нам приходилось соблюдать правила поведения в их доме…»
Иван Бычков:
«Надев каски и включив фонари, мы начали спуск в пещеру по металлическим лестницам, и уже тут нужно было помогать друг другу, мы старались не наступать на темные блестящие участки – остатки ледника, мы видели своими глазами сталагмиты и «молочные реки» – белую натечку на стенах пещеры, мягкую на ощупь, как гашеная известь; мы встречали семейки летучих мышей, которые досматривают свои последние сны, ведь они скоро проснутся и покинут своды своего зимнего убежища; мы обнимались с «каменным деревом», поднимались и спускались по веревке; слушали тишину и смотрели темноту, они совсем другие, не такие, как в нашей обычной жизни. Пещера мне очень понравилась, она вызвала во мне много положительных эмоций…»
По величине залов и их красоте Бородинская пещера не имеет себе равных в Сибири. Ее стремятся посетить люди, живущие далеко за пределами нашей Хакасии и даже России. Поэтому так важно, чтобы дети, живущие на территории республики, знали, видели и гордились тем, что известно за границей нашей страны, чтобы, отправляясь в подобные путешествия, они учились дружить, помогать друг другу и не переставали видеть, слышать и верить в чудеса, которые живут рядом, чтобы могли рассказать потомкам, чтобы умели беречь и сохраняли в сердцах способность замечать и чувствовать.
Светлана Дунаевская, педагог дополнительного образования Усть-Абаканского ЦДО
Оставить сообщение: