– 15 января, во время Послания Президента Федеральному Собранию, впервые прозвучали слова о необходимости внесения поправок в Конституцию. Уже 20 января в Госдуму был внесен законопроект под рабочим названием «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти». Этот документ подразумевает изменения в 22 статьи Конституции. При этом семь статей излагаются в новой редакции. Насколько, на Ваш взгляд, оправданы настолько глобальные изменения в главном документе страны?
– Начну с того, что действующая Конституция РФ была принята в 1993 году и серьезно не изменялась, за исключением 2014 года, когда в состав РФ вошли Крым и Севастополь. Своевременность последних поправок очевидна. Достаточно вспомнить тот факт, что первая Конституция России родом из тех времен, когда на обломках СССР создавалась новая страна. И Конституцию делали второпях, для того, чтобы сохранить государство как таковое. Но Россия была слаба и не могла противостоять международным веяниям. Нам, в принципе, и была уготована судьба Югославии, которую, к сожалению, нам не удалось спасти. Сегодня Россия влияет на принятие любых международных вопросов. Но при этом принципиально то, что никакие международные договоры не могут превалировать над законодательством нашего государства. И привязанность к стране должна быть не только на духовном уровне, но и закреплена юридически. Об этом, наряду с прочим, как раз и говорится в поправках.
– В чем особенность поправок, предложенных Президентом России?
– Предлагаемые изменения можно разбить на несколько блоков. Отмечу наиболее характерные из них. Например, в разделе «Президент Российской Федерации» принципиально изменяются две статьи. При этом одна четко определяет граждан РФ, которые обладают правом стать президентом, и расширяется круг полномочий главного лица государства. Следующий блок касается Федерального Собрания, а последний – вопросов, связанных с местным самоуправлением и судебной системой. Объединяет все именно то, что мы говорим о требованиях, которые предъявляются всем государственным гражданским служащим и выборным лицам. Мы говорим о том, что запрещено иметь иностранное гражданство и вид на жительство всем, начиная от президента и заканчивая муниципальными служащими. То есть, любой, кто претендует на службу в государственных структурах, ограничен возможностью проживания вне России.
Также четко определено возрастное ограничение, которое характерно для каждой категории. В частности, когда речь идет о Президенте России – это возраст от 35 лет, и при этом не менее 25 лет проживания на территории РФ; для сенаторов – от 30 лет, а для депутатов Госдумы – от 21 года. Что касается судей, то возраст начинается с 25 лет и при этом требуется стаж не менее 5 лет работы по специальности.
Дальше идут вопросы, касающиеся благосостояния наших граждан. В частности, поправками закрепляется минимальный размер оплаты труда, который не должен быть меньше прожиточного минимума для категории работающих граждан. Это, напомню, самый высокий показатель. Закреплено право на пенсионное обеспечение на основе трех принципов – всеобщности, справедливости, солидарности поколений. И, записав, что она должна регулярно индексироваться, государство берет на себя соответствующие обязательства.
– Все перечисленное, безусловно, важно для жизни страны. Но какие поправки серьезно меняют сам принцип политического устройства?
– По сути, мы видим формирование новой государственной модели – от президентской к президентско-парламентской. Это стало возможным благодаря передаче части полномочий. Парламент в лице Федерального Собрания укрепляет свои позиции, поскольку не просто согласует кандидатуру председателя правительства, а утверждает ее после представления Президента. То же касается заместителя и федеральных министров, что ранее было не характерно. Изменяется порядок назначения руководителей органов прокуратуры. Это исключительно полномочия Совета Федерации. Президент представляет кандидатуры от Генерального прокурора до прокуроров субъектов Федерации. Также Совет Федерации утверждает кандидатуры судей – от членов Конституционного суда до председателей республиканских и краевых судов. Но при этом Президент оставляет за собой контроль за силовым блоком. Это логично: очень важно сохранение в руках одного лица всей системы, связанной с безопасностью страны.
Наконец, принципиальный момент: Конституция РФ становится выше любого международного документа, если тот идет вразрез с нормами нашего права. То есть, все договоры, которые могли повлиять на внутриполитические процессы в нашей стране, теперь не допустимы.
– Как Вы считаете, насколько своевременны подобные изменения? Нужно ли вообще менять Конституцию РФ?
– Давайте вспомним историю. Когда принималась самая первая Конституция в истории нашей страны, это 1918 год, она отражала изменения в государственной системе – переход от абсолютной монархии к новому государственному устройству. Дальнейшие изменения – в 1924, 1936, 1977, 1993 годах отражали преобразования, произошедшие в стране. Но уже поколение выросло в новых исторических условиях, они не знают, что такое СССР, но они знают новую Россию – сильное и независимое государство. И этот момент необходимо закрепить в главном документе страны.
– В работе над поправками приняли участие и регионы. Поэтому документ в окончательном виде оказался более обширным. В чем суть основных дополнений к Конституции?
– Действительно, к настоящему времени поступило более 900 поправок, которые были сгруппированы в отдельные блоки. Первый, принципиальный, касается представителей власти. Кроме того, что любой чиновник и депутат не может иметь иностранного гражданства, добавлено требование о том, что никто не может иметь счета в иностранных банках за пределами РФ. Второй момент: в самом наименовании закона появляется принципиальное дополнение – «функционирование», то есть, показан механизм работы власти. Далее акцент сделан на суверенитете и территориальной целостности России, правопреемственность Российской Федерации СССР, закреплен особый статус русского языка как государствообразующего. Но при этом закреплено право на развитие и защиту самобытности коренных малочисленных народов. Впервые появился пункт о поддержке соотечественников за рубежом.
Из новых направлений есть также развитие космоса, вопросы, касающиеся ядерного арсенала и цифровых технологий. Кроме того, закрепили как предметы совместного ведения властей направления, связанные с воспитанием, образованием, молодежной политикой, координацией вопросов здравоохранения. Впервые, но жестко записано, что в предмете совместного ведения находится защита традиционной семьи. При этом семья – это подчеркнуто: «союз мужчины и женщины». Вопрос пенсий доработан – в поправках указано, что индексация должна происходить не реже раза в год.
– Документ глобальный и утверждение его – довольно-таки длительный процесс. Как происходит принятие поправок в Конституцию?
– До конца марта документ должен пройти три чтения в Госдуме. Далее следует процедура утверждения законодательными собраниями регионов. Для этого требуется получить одобрение не менее 2/3 регионов. Затем Президент передает документ в Конституционный Суд для того, чтобы получить заключение соответствия норм конституционному праву. После этого, при опубликовании документа, начинается процедура всенародного голосования. Важно, чтобы не менее 50% граждан России высказались положительно по проекту. Только при этом условии Президент издает соответствующий Указ, и внесенные поправки становятся нормой нашей жизни. При этом никаких ограничений до конца сроков полномочий тех, кто избран, не предусмотрено. То есть никакой чиновничьей чехарды, новых выборов и всего прочего не допускается.
Словом, вопрос серьезный. Эти корректировки касаются каждого из нас. От нашей гражданской позиции зависит, насколько легитимны будут изменения в Конституции РФ. Поэтому я надеюсь, что 22 апреля каждый неравнодушный человек придет на избирательный участок и отдаст свой голос за поправки.
Пресс-служба Хакасского регионального отделения Партии «Единая Россия»
Оставить сообщение: