Но не всё так просто. У каждой складки меж бровями порой есть своя причина в виде семейной или любовной драмы, а то и трагедии. О семье Федотко из Чапаево я бы так и не узнала, если бы не звонок из районной службы опеки и попечительства, специалисты которой собрали несколько пакетов с вещами для детей. А воспитывает Ирина их одна. Не вдаваясь в личные подробности, заметим, что глава семейства оставил свою супругу ещё несколько лет назад. И вот в одиночку женщина как может тянет на себе, как в той знаменитой русской поэме, всю семью и дом, и двор.
Признаться честно, не знала, чего ожидать от этой встречи, пробовала представить Ирину до нашего знакомства. Вместе со специалистом Еленой Сафаровой добрались до адреса. Навстречу нам вышла безрадостная, осунувшаяся от забот, тревог и тяжёлой болезни ожидавшая нас собеседница, точь-в-точь с тем портретом, что описан выше. Недавняя выписка из больницы не прибавила должных сил. Всё же нервы и переживания не щадят и молодое сердце, с которым она промучилась всё лето. Следом выбегает детвора и скромно сторонится за матерью, поглядывая на незнакомцев.
Елена Геннадьевна приободряет их, приглашает подойти ближе к багажнику, где сгрудились шуршащие пакеты, улыбается им приветливо, и дети не без стеснения принимают подарки (на фото). И вот загораются радостно глазки. Мы не успели им и слова сказать – побежали скорее мерить свои обновки. Для самой Ирины получать помощь в виде вещей – это впервые, и она очень смущена таким вниманием.
Но когда просим рассказать о каждом своём ребёнке, вдруг оживляется и даже немного выпрямляется после болезни, начиная по порядку:
– Самая маленькая Елизавета – она у меня любит рисовать и смотрит мультики. Я очень боюсь, что если со мной что-то случится… – Ирина не сдерживает слёз и судорожно сглатывает, – очень замечательная девочка, кудрявая, четыре годика. Старший сын Саша – любитель рыбалки. Ему пятнадцать лет. Всё лето ходил на речку Ташебу, ловил рыбу. Можно сказать, на этой рыбе мы и выжили. Он мальчик спокойный, и в школе на него никогда не жалуются. На Сашу вещей нет совсем…
– Потому что он у вас очень высокий, – улыбается Елена Геннадьевна.
– Жене тринадцать. Она любит петь. Но на кружки мы не можем записаться, потому что любое выступление с номером требует красивого костюма. На это, к сожалению, денег нет. Старшая Кристина уже взрослая, и у неё маленькая дочка Валерия – они тоже живут с нами. Сейчас дочь пробует устроиться на работу, но пока за ней наблюдают на испытательном сроке. Нам не от кого ждать помощи. Мы остались одни. Загорелась проводка в доме – мы очень напугались. Пробовала разобраться, позвала соседа, и вот он поправил дело – не знаю, надолго ли.
Как рассказала Ирина, ещё несколько лет назад в их семье всё было безоблачно. С мужем планировали расширить жилищные условия. Взяли кредитную карту, которую, кстати, оформили на неё. А потом он всё бросил и ушёл, не забывая при этом пользоваться кредиткой и совсем не помня, что следует платить алименты. И вот теперь она со своими семью тысячами пытается что-то сделать для ребят. Но денег хватает только на еду. «Где взять средства на уголь?» – сетует наша собеседница в тревожном ожидании зимы.
А в это время дети успели перемерить всё, что им принесли. И особенно радостной осталась Женя – ей всё пришлось по размеру – вещи новые, с этикетками. А вот парень уже убежал по своим делам. Пиджаки подошли, а брюки ни одни – что поделать, вымахал Александр, вытянулся, здоровым стал. Размер обуви – сорок шестой – вот такой у неё Сашка!
Кто скажет, сколько же талантов в одинокой женщине? Как ни крути, но маме-одиночке приходится быть не только мамой, но и выполнять некоторые обязанности отца. Что такое для неё гвоздь забить? Или доску приколотить?
Только всё это не естественно для женщины и изнашивает её. Вот и Ирина признаётся:
– Раньше могла сесть на велосипед – колесо прогибалось. А сейчас сами видите.
Но больше всего наша собеседница говорит о потребностях детей. Теперь если у Женечки для школы есть почти всё, то что поделать с Сашей? Спортивные костюмы, брюки, обувь – родителям не надо объяснять, сколько всего нынче нужно для ребёнка.
В наше время и в нашей российской действительности многодетная семья, где родитель-одиночка – не такая уж большая редкость. И что с этим поделать? Можно ли избежать такой беды? Увы, нельзя просчитать всё в своей жизни. Но есть один серьёзный вывод, который эта ситуация мне навеяла.
Не нужно стесняться помогать таким семьям. Что может позволить мама с зарплатой в семь тысяч рублей для троих несовершеннолетних ребятишек? Уже не говоря о себе любимой. Вот скажите, модницы-дамы, много ли юбок и кофточек можно позволить себе на такую зарплату? Одни сапоги сколько стоят? А плащ на холод? А, простите за подробности (но без этого никак), белье нижнее? А ведь у Ирины, как и у любого гражданина в этой стране, есть ещё обязательства перед государством – оплата за свет и прочие налоги. Да и кушать что-то надо – картошку каждый день? Не в послевоенное время ведь живём. Как одной картошкой детей кормить, когда по телевизору в рекламах то йогурты показывают, то соки… И что остаётся? Да ничего. Совсем ничего.
И как женщине не быть хмурой, когда в её жизни нет даже маленьких радостей? Собственная персона вдруг, как по заклятью, превращается в маленькую незаметную серую мышку, которая больше не думает о себе. В её сердце даже не осталось обиды на человека, который предал тех, кто на него опирался. Все мысли, как у нормальной мамы, только о детях. Поэтому не нужно думать, что вот мама-одиночка возьмет себя в руки и тотчас решит все проблемы, да и вообще все вокруг тоже с проблемами, а потому как-нибудь сама. Кто-то может быть сильнее, а кто-то слабее духом. У кого-то есть родные, которые могут поддержать финансово, у других их нет. Надо позаботиться, помочь воспрянуть сникшему цветку (а каждая женщина – это поистине цветок), расправить её согбенные плечи, а потом посмотреть что будет. Ведь порой то, что для кого-то является избытком и мелочью, для другого становится источником многодневной радости.
Если у вас есть чем помочь этой семье – пожалуйста, не стесняйтесь. Вы можете узнать подробности по телефону 2-15-86 в отделе опеки и попечительства.
Ольга Кайнова
Оставить сообщение: