Полвека, один год и вся трудовая жизнь ветерана труда прошли на Усть-Абаканском кирпичном заводе, куда ещё «малолеткой» бегала помогать взрослым в суровые послевоенные годы, когда страна «залечивала раны», поднимала из руин разрушенное Великой Оте-чественной войной 1941-1945 годов хозяйство. Учиться не пришлось. Отец, которого она и не знала, потому что была всего десятимесячным ребёнком, когда началась война, с фронта не вернулся. Надо было помогать работавшим маме и отчиму, пришедшему с полей сражений израненным, растить двоих младших братьев. Всего три класса довелось окончить на Сахарном Галине, и все возможности для учёбы исчерпались. Зато на завод принимали детей без всяких трудовых книжек.
– Оформили меня на завод официально, – вспоминает Галина Прохоровна, – уже когда исполнилось мне 16 лет. Вместо положенных четырёх часов приходилось работать все восемь. Мы, несовершеннолетние, трудились полную рабочую смену.
День и ночь работал завод, и кирпич – главный «хлеб» любой стройки расходился не только по всей Хакасской автономной области, но и стране. Их за сутки предприятие выпускало тысячи и тысячи штук. Сырой кирпич весил «прилично» – 5 килограммов, после сушки – 3 килограмма 700 граммов. Всё это Галина узнала, став постарше, уже тогда, когда ей оформили настоящую трудовую книжку. Трудовые будни заменяли всё – и семью, и отдых. Впрочем, молодость брала своё, несмотря на тяжёлую бесперебойную работу находилось время и для кино в клубе, и для танцев. На танцах встретила своего будущего мужа Анатолия Ретинского. Поженились в октябре 1959 года. И более полувека прожили вместе, воспитав сына Сергея, который отслужил в пограничных войсках и, как Анатолий Дмитриевич, главной своей профессией выбрал профессию шофёра. До сих пор Галина Прохоровна с благодарностью вспоминает свекровь Анну Константиновну, с которой вместе прожили 38 лет и которая помогала растить сына:
– Время было такое, что дома много не сидели. 55 дней побыла в декрете и вышла на работу. Спасибо Анне Константиновне, водилась с Сергеем. В магазинах многие товары были дефицитными. Очередь за гречкой или другой крупой, колбасой или мясом с вечера занимали. Приходилось ей брать внука и с ним отстаивать очереди. Свекровь часто называли бабушкой с коляской. А сын, когда научился говорить, то постоянно спрашивал, почему её так называют? Мы ему объясняли: «Потому что бабушка тебя в коляске возит».
Уже будучи на заслуженном отдыхе, Галина Прохоровна ещё более десяти лет продолжала работать на родном заводе, где начинала рабочей в цехе формовки, была заливальщиком, приготовителем глиняных масс, затем обжигальщицей. Впрочем, к середине 2000-ых годов прежний завод как таковой уже не действовал, его присоединили сначала к Черногорскому кирпичному заводу как участок, затем на основании приказа объединения «Красноярскстройматериалы» участок передали в аренду Усть-Абаканской птицефабрике, реорганизованной затем в АОЗТ «Птицевод». А о прежнем её родном заводе остался как реликвия и ценный документ юбилейный диплом «50 лет Великого Октября». Его строки – частица самой истории, как привет из прошлого, которое мы не вправе забывать. И адресованы они человеку труда с большой буквы Галине Прохоровне Ретинской, что по праву заслужила высокое звание «Ветеран труда» и удостоена его на Усть-Абаканском кирпичном заводе, которому отдано полвека, один год и вся жизнь! Уточним, вся трудовая жизнь! А личная жизнь продолжается, в общении с подругами по работе Евдокией Михайловной Приведенец, Валентиной Николаевной Камаевой, Галиной Михайловной Сатаровой, Александрой Никоноровной Старостиной и, конечно же, сыном Сергеем, внучкой Анной и правнуком Артёмом, с которым получаются самые интересные на свете диалоги.
Екатерина Фисенко
Оставить сообщение: