1. Введение института регионального оператора по обращению с ТКО — это требование федерального законодательства (Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ), которое обязаны исполнять все субъекты Российской Федерации, в том числе Республика Хакасия.
2. Реформа по обращению с ТКО направлена на полную легализацию системы обращения с ТКО, предотвращение регулярного образования несанкционированных свалок и их ликвидацию, организацию сортировки и уменьшение количества захораниваемых отходов, сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух за счет сжигания ТКО предприятиями и населением, и в целом на улучшение качества окружающей среды и благополучие населения.
3. ТКО – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
4. Договор на оказание услуги по обращению с ТКО с региональным оператором обязаны заключить все собственники ТКО. Указанное обязательство распространяется как на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, так и на физических лиц.
Договор является публичным и считается заключенным между собственником ТКО или уполномоченным им лицом (потребитель) и региональным оператором на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте, даже если потребителем не направлялась региональному оператору соответствующая заявка.
Пользование услугами третьих лиц, не относящихся к региональному оператору, для вывоза ТКО, может привести к образованиям несанкционированных свалок и не освобождает от ежемесячной оплаты услуг регионального оператора.
Полигоны ТКО имеют право принимать ТКО только от регионального оператора и операторов по обращению с ТКО, заключивших договор с региональным оператором.
Сжигание ТКО без специального оборудования, а также самостоятельный вывоз и размещение ТКО на нелицензированном полигоне запрещены. В соответствии со ст. 8.2 КоАП, за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.
В целях соблюдения законодательства, образующиеся ТКО необходимо передавать региональному оператору по договору на оказание услуг по обращению с ТКО.
5. Оплата коммунальной услуги по обращению с ТКО осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.
Все потребители в многоквартирных или частных домах ежемесячно оплачивают услугу по обращению с ТКО исходя из утвержденных нормативов накоп-ления ТКО, числа постоянно и временно проживающих и установленного тарифа.
Если у собственника несколько квартир или домов, то он должен оплачивать услугу по всем адресам, а не только там, где проживает.
При этом можно сделать перерасчет. Например, если человек находился в отъезде. В этом случае региональному оператору предоставляется справка с места пребывания и заявление – с просьбой о перерасчете стоимости за период отсутствия по месту регистрации. В квитанции следующего месяца будет сумма с учетом этого вычета.
Кроме того, перерасчет возможен, если члены семей собственников жилья учатся или работают в других городах. Для этого нужно предоставить региональному оператору документ, подтверждающий, что зарегистрированный в доме или квартире человек проживает в другом месте. Это может быть документ о регистрации по факту временного пребывания, справка из учебного заведения. Полный перечень таких документов приводится в постановлении Правительства РФ № 354.
6. При формировании территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с ТКО, в Рес-публике Хакасия было выделено 5 территориальных зон исходя из наличия существующих Объектов размещения отходов, имеющих перспективу развития, объема образования отходов, транспортной инфраструктуры, отсутствия природоохранных территорий. Территория Усть-Абаканского района относится ко второй территориальной зоне.
7. Тарифы на оказание услуг по обращению с ТКО установлены приказом Минэкономразвития Хакасии от 16.11.2018 № 63-к для каждой территориальной зоны Республики Хакасия.
Тарифы являются едиными в пределах одной территориальной зоны, рассчитаны в соответствии с законодательством Российской Федерации и включают затраты на сбор, транспортирование и захоронение ТКО, а также собственные расходы регионального оператора, направленные на осуществление своей деятельности.
Действующий тариф для второй территориальной зоны, куда в т.ч. входит Усть-Абаканский район, определён в размере 55,82 рублей за 0,154 куб. м.
8. Нормативы накопления ТКО для населения Республики Хакасия утверждены Госкомтариф-энерго Хакасии от 19.12.2017 №8-п, рассчитаны на одного проживающего в месяц, составляют: многоквартирные дома – 32.35 кг (0,154 мЗ); жилые дома – 46,21 кг (0,154 мЗ) и не зависят от возраста проживающих.
Расчет нормативов произведен в соответствии с законодательством Российской Федерации и основан на основании замеров фактических объемов ТКО, в зависимости от типа благоустройства домов и времени года. Расчет производился в течение года специалистами Госкомтарифэнерго Хакасии на основании данных, предоставленных управляющими компаниями и организациями, занимающимися вывозом ТКО.
При определении нормативов накопления ТКО наряду с отходами, образующимися в жилых помещениях, в составе отходов учтены отходы, образующиеся при уборке придомовой территории, такие как уличный смет, скошенная трава с газонов, листва, ветки, образовавшиеся от обрезки деревьев и кустарников и прочее согласно п.6.3 ГОСТ Р 56195-2014 «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбора и вывоза бытовых отходов. Общие требования».
9. Региональный оператор оказывает услуги по обращению с ТКО в соответствии с территориальной схемой по обращению с отходами, которой установлены целевые показатели обращения с отходами, в том числе с ТКО, на период 2016-2028 гг., направленные на повышение доли обезвреженных и утилизированных отходов производства и потребления и снижение доли отходов, направляемых на захоронение, а также предусмотрено создание новых полигонов ТКО на территории муниципальных рай-онов, где в настоящее время таковые отсутствуют, увеличение мощностей действующих полигонов ТКО и оснащение всех полигонов мусоросортировочными линиями, создание передовых мощностей по переработке отходов.
10. В случае нарушения региональным оператором условий договора на оказание услуг по обращению с ТКО, потребителю следует зафиксировать данное нарушение в установленном порядке.
Порядок фиксации нарушений приводится в VI разделе типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, памятка о фиксации нарушений и образец акта о нарушении обязательств по договору представлены на сайте Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия http://minprom19.ru.
Многократные нарушения (2 раза и более) региональным оператором требований правил обращения с ТКО и (или) условий договора на оказание услуг по обращению с ТКО, подтвержденные актами о нарушении региональным оператором обязательств по договору в установленном порядке, являются одним из оснований, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора.
11. Правительством Республики Хакасия с целью оптимизации размера платежей за услугу по обращению с ТКО для населения Республики Хакасия в период 2019-2020 гг. планируется осуществить расчет новых нормативов накопления ТКО с применением дифференцированного подхода по муниципальным образованиям и группам муниципальных образований, с возможным привлечением к расчетам органов местного самоуправления в установленном порядке.
Ввиду снижения с 01.01.2019г. размера ставки за негативное воздействие за размещение ТКО (постановление Правительства РФ от 16.02.2019 № 156) Правительством Республики Хакасия принимаются меры по пересмотру тарифов на захоронение ТКО и на оказание услуг по обращению с ТКО с 01.01.2019 г. в сторону снижения.
Кроме того, Правительством Российской Федерации готовится законопроект о внесении изменений в действующее законодательство в области обращения с ТКО, в части освобождения регионального оператора от уплаты налога на добавленную стоимость. В случае принятия данного законопроекта, органом регулирования будут пересмотрены действующие тарифы в части исключения из них налога на добавленную стоимость, что также приведёт к его снижению.
В целях обеспечения развития инфраструктуры сферы обращения с отходами в республике утвержден паспорт регионального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» (Региональный проект). В период 2022-2024 годов Региональным проектом предусмотрено создание объектов обработки и утилизации отходов в городских округах и муниципальных районах республики за счет привлечения федеральных средств, предоставляемых субъектам Российской Федерации в рамках национального проекта «ЭКОЛОГИЯ».
Введение в эксплуатацию мусороперерабатывающих мощностей на территории Республики Хакасия значительно сократит объемы отходов, подлежащих захоронению, что также повлияет на тарифы.
По материалам Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакаси
Оставить сообщение: