История школы – это история страны со всеми ее трудностями и достижениями.
Становление и развитие Опытненской средней школы – длительный сложный и противоречивый процесс, основы которого были заложены в 30-е годы ХХ века. Школа не имела собственного помещения, детей учили в конторе, Доме культуры, в сильные морозы учителя приглашали детей к себе домой.
В начале 40-х годов на окраине поселка сельчане своими руками построили небольшое здание, где разместилась начальная школа. Первым директором и учителем стала Веснина Серафима Ивановна – человек светлой души, необыкновенной доброты. Вокруг школы находился пришкольный участок. На нем выращивали зерновые, подсолнухи. Дети самостоятельно осуществляли посев, уход и уборку урожая. Так закладывались основы трудового воспитания учащихся. Огромную помощь школьники оказывали хозяйству, работая на полях станции.
В довоенное и военное время в начальной школе трудились Черных Таисия Петровна, Федотов Андрей Семенович, Михайлова Марина Георгиевна, Руднева Е.С., Фомина С.С. Это те люди, которые стояли у истоков образования. Известны лишь фамилии работавших педагогов, но нет информации об их педагогической деятельности.
Новый этап в развитии школы наступил в 1945 году. Школа стала семилетней. Расширилось здание школы. Директором семилетней школы назначена Веснина С.И. Педколлектив формировался из научных сотрудников станции, так как не хватало педагогических кадров. Единственным учителем с высшим образованием была Хромова Анастасия Николаевна. Она окончила двухгодичный учительский институт. Дрямова Ольга Антониновна окончила гимназию в Ленинграде и работала на метеостанции. В будущем станет директором школы. Сельские ребятишки видели в ней человека высокой культуры, дворянского воспитания, изысканных манер, высокого кругозора, очень тонкого и проницательного педагога. Возглавив педколлектив, она воспитывала детей в лучших русских традициях, всегда готова была поддержать коллег. Павлюк Марина Исаевна была зоотехником с высшим образованием, преподавала естествознание, затем ботанику и зоологию. Будущий завуч школы Марина Исаевна приобщала детей к исследовательской работе на пришкольном участке. Пантелеева Прасковья Федоровна – выпускница Тимирязевской академии, немецкий язык, была высокообразованным человеком и в любой момент могла заменить учителя и математики, и физики, и биологии. Корноухов Николай Иванович – преподаватель физики и химии. Колядин Алексей Васильевич преподавал арифметику, Четырбицкий Георгий Моисеевич был учителем физкультуры. Высокий научный уровень преподавания, ответственное отношение к делу характеризует деятельность данного коллектива. При этом каждый вносил что-то свое, высоконравственное, гуманное, светлое в воспитание детей. Учитель был, пожалуй, единственным источником информации на селе. Дети тянулись к своим наставникам, получали ответы на волнующие их вопросы.
С 1948 года в школу стали приходить учителя, имеющие высшее педагогическое образование (в основном учительский двухгодичный институт). Шамраева Евдокия Ивановна – учитель математики и физики – бескорыстный, открытый человек, всегда готовая прийти на помощь людям. Ида Ивановна Танзыбаева – общительная, смелая, щедро делилась своим опытом, знаниями с коллегами и детьми. Надежда Павловна Головина пришла в сельскую школу, имея 20-летний опыт педагогической работы в городских школах. Ее теоретические и методические знания, коими она делилась с начинающими педагогами, легли в основу преподавания русского языка и литературы в нашей школе. Недбайло Вера Ивановна – заслуженный учитель РСФСР, называла Надежду Павловну «мой университет». Попову Глафиру Алексеевну, учителя начальных классов, до сих пор называют «учительницей от Бога», великая труженица, не знавшая ограничений рабочего времени, самоотверженно служившая своему делу, работала на совесть, честно, преданно, добиваясь высоких результатов. Горшкова Таисья Терентьевна – учитель начальных классов, затем директор школы, завуч и организатор внеклассной работы. Веселая, многосторонне талантливая, оптимистичная, никогда не унывающая. Именно такие учителя закладывали лучшие традиции сегодняшней школы. В 1956 году учащиеся школы, работавшие на опытно-экспериментальном поле и получившие высокие результаты в выращивании кукурузы и томатов, поехали со своими достижениями в Москву на ВСХВ (Всесоюзную сельскохозяйственную выставку). Научно-исследовательская опытническая работа стала одним из главных достижений школы.
Учителя работали для детей, во имя их будущего. Школа становится центром образования и воспитания детей. В вечернее время, выходные дни педагоги старались быть рядом с детьми, организовывали походы, придумывали разные общественно полезные игры, готовили концерты, выезжали к труженикам полей. Педагогам удавалось установить теплые доверительные отношения с родителями и детьми.
В 1951 году семилетняя школа сделала свой первый выпуск. Многие ребята выбрали профессию учителя и после окончания пединститута вернулись в родное село. В 1956 году в школу пришли три молодых специалиста: Недбайло Вера Ивановна, Веснина Людмила Андреевна, Шагарина Любовь Даниловна. Это были педагоги по призванию. Вера Ивановна проработала в школе 45 лет, Людмила Андреевна – 40 лет. По-прежнему дети оказывали большую помощь взрослым. Участвовали в посадке и уборке картофеля, турнепса, моркови, лука, помидоров. Энергичный, инициативный, высокопрофессиональный коллектив пользовался огромным авторитетом на селе.
Позже в педколлектив пришли Юлия Ивановна Алексеева, Николай Дмитриевич Елисеев, Людмила Павловна Струкова, Галина Федоровна Тараскина, Ольга Иосифовна Крутских. Им предстояло открыть новую страницу в истории школы.
В 1965 году распахнула двери двухэтажная средняя школа и начал свою работу коллектив, который достигает высоких показателей в обучении и воспитании детей и становится одним из лучших в районе. Первым директором стала Горшкова Т.Т.
Большая заслуга в формировании коллектива принадлежит директору школы Юрию Павловичу Матейко, отличнику народного просвещения. Под его руководством складывался коллектив творческих учителей, росла квалификация педагогических кадров.
Важнейшим достижением коллектива стало военно-патриотическое воспитание школьников. В памяти учащихся 60-70 годов остался военно-спортивный лагерь «Патриот». Детей приучали к труду и обороне. Лагерь располагался на озере Тагарское. Руководили лагерем участник Великой Отечественной войны, учитель трудового обучения Ефремов Георгий Георгиевич и преподаватель физкультуры Геннадий Николаевич Волченко.
Лучшим в районе и области стал пришкольный участок, научно-производственную деятельность которого возглавляет и поныне Брюхова Нина Михайловна.
Кипела пионерская жизнь. Ее работой руководила Антонина Леонтьевна Свердлова.
Много славных дел у комсомольской организации школы. Наставником молодежи была Горшкова Т.Т.
Свои славные традиции школа приумножала под руководством заслуженного учителя России Козулиной З.Л., Таскина С.А., Васюковой Н.В., ныне школа работает под руководством Зайцевой Галины Васильевны.
Высокое качество преподавания, научность, практическая направленность обеспечивают успешное поступление учащихся школы в вузы страны. Школа стала базовой площадкой ИПК учителей. Опыт работы коллектива распространен по всей республике.
В 2005 году школа стала экспериментальной площадкой ХРИПК и ПРО по теме: «Реализация профильного обучения по индивидуальным учебным планам на основе разновозрастной дифференциации», что позволило перейти к профильному обучению старшеклассников в условиях малокомплектной сельской школы.
Выбор школы как экспериментальной площадки не был случайным. Школа одна из первых в районе и первая в республике начала осуществлять профильное обучение по инициативе учителей гуманитарного цикла и благодаря поддержке директора школы Васюковой Н.В. Наталью Викторовну всегда отличали требовательность и стремление идти в ногу со временем. В стране еще только разрабатывались программы будущего профильного обучения, а маленькая сельская школа решила попробовать углубленное обучение по гуманитарным предметам. В помощь были приглашены преподаватели вузов, доктор филологических наук Прищепа В.П., бывший учащийся школы, Козлов А.М., литературовед и Данькин Е.Н., доктор исторических наук. Поэтому с внедрением программы профильного обучения школа и была заявлена в качестве экспериментальной площадки.
Традиции, заложенные заслуженными учителями России, Хакасии, сохраняются в школе и по сей день. И не только сохраняются, но и умножаются. Главным мерилом для коллектива является качество обучения, стремление дать каждому ученику не только знания, но и помочь стать прежде всего личностью, способной учиться дальше, сориентировать детей на будущую профессию по душе.
В 2006 году школа выиграла один миллион рублей, став победителем конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, и внеся в историю своего существования еще один вклад.
По итогам 2009 года школа становится лауреатом национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России». Член Ассоциации школ Республики Хакасия.
Важным направлением работы школы является постоянное совершенствование педагогического мастерства учительских кадров. Учителя школы участвуют в различных педагогических конкурсах: в течение пяти лет шесть учителей школы стали победителями в конкурсе на премию Президента РФ «Лучших учителей общеобразовательных учреждений за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование»: Зайцева Г.В., Крутских В.С., Буянова Е.И., Буянова Л.Ю., Никитенко Н.М., Кадоркина Е.А. Победителем в Конкурсе лучших учителей на грант главы МО Усть-Абаканский район стала Серова Г.И.
В течение нескольких лет подряд школа занимает первые места по качеству итоговой аттестации. Особенно по таким предметам как история, русский язык, обществознание. И в этом большая заслуга работающих в ней преподавателей Задворной Т.Е, Буяновой Е.И., Самандас Е.А., Губаревой А.С., Почетных работников общего образования РФ, заслуженных учителей Республики Хакасия Буяновой Л.Ю. и Крутских В.С. Этих людей отличают требовательность прежде всего к себе, активная позиция в жизни, желание сделать школу лучшей и, конечно же, качественное обучение детей. Чтобы получить хорошие результаты, они не жалеют себя, работают по-стахановски, так как заложено еще их коллегами-ветеранами. Это и есть та традиция, которой отличается Опытненская школа от других.
В последние годы школа помолодела. На смену ветеранам пришла молодежь. Часть из них – выпускники этой же школы. Это Владимирова Г.Е., Терских С.Н., Шувалова Л.Ю., Вакулина Н.В. Уже имеют немалый опыт и стаж в работе учителя Кадоркина Е.А., Гребенкина С.И., Зяблова Г.Н., Крутских А.Б., Ефимова И.В. Молодые, энергичные, они готовы продолжить славные традиции, заложенные еще в 30-е годы 20 века.
Валентина Прищепа,
учитель русского языка и литературы, Отличник народного просвещения
Оставить сообщение: