Все значимые школьные события не обходились без звуков ее баяна, под ее чутким руководством дети знакомились с азами классической музыки и изобразительного искусства, пели такие душевные и осмысленные песни советских композиторов, учились водить хороводы возле новогодней елки. В отличие от многих учителей-предметников, пусть они меня простят, Веру Александровну в школе знали все: от первоклашек до выпускников.
Да, действительно, нам повезло, семь лет нашей школьной жизни с пятого по одиннадцатый класс Вера Александровна была нашей школьной мамой. Ей пришлось с нами нелегко: почти в каждом ученике нашего класса прослеживались лидерские задатки и твердость характера, что в подростковом возрасте так трудно нивелировать. Она была смелой и немного отчаянной: каждое лето вывозила весь наш класс на озеро Кызыкуль с ночевкой, а ведь это были непростые криминальные девяностые годы. Каждый новый театральный сезон мы ездили в Республиканский театр на новый спектакль, потом живо, прямо в автобусе обсуждали перипетии героев увиденных драм. Каждый год в канун Дня Победы мы ходили с ней на встречи к ветеранам, а после, притихшие и задумчивые, вели долгие патриотические беседы. В одиннадцатом классе она одна с разновозрастной компанией детей из нашей школы не испугалась поехать в Красноярск на новогодние каникулы. Благодаря ей, там я впервые увидела красноярский католический собор, архитектура которого до сих пор меня завораживает. «Я повезу вас слушать орган!» – сказала она с замиранием сердца, и мы были в восторге от силы, мощи и изящества этого инструмента.
Вера Александровна умела слышать музыку наших сердец. Подолгу засиживалась с нами на внеклассных мероприятиях, несмотря на домашние дела, не отказывалась выслушать и помочь, пыталась вникнуть в проблему, если кто-то вдруг начинал хуже учиться или вдруг пропускать уроки. Она многому нас научила: мальчишек – нести ответственность за слова и поступки, девчонок – находить компромиссы, сглаживать острые углы.
Нам иногда было с ней трудно. Как человек творческий и небезразличный к ученикам, она была очень эмоциональной. Умела хвалить искренне, как никто другой, но если ругалась, то тоже от души! Могла подобрать такие слова, что хотелось поскорее искупить свою вину каким-то хорошим поступком.
Только спустя время, уже после окончания университета, я осознала и поняла многие ее слова и поступки. После того, как наш класс окончил школу, Вера Александровна оставалась для нас связующим звеном с нашим детством и друг с другом. От нее мы узнавали новости об одноклассниках, она всегда искренне интересовалась нашими судьбами. В последние годы работы в школе боялась, что в век цифровых технологий песни под баян и классическая музыка никому не нужны.
Когда Вера Александровна перестала работать в школе, каждое лето, приезжая в отпуск, я приходила в гости в ее светлый, всегда безупречно чистый дом. Последние десять лет у нас не было уже отношений учитель-ученик. Мы стали друзьями, насколько это было возможно. Ее внимательное отношение и интеллект позволяли говорить абсолютно обо всем: о чувствах, возникших при прослушивании Первого концерта Чайковского в исполнении венского оркестра, о рецептах зимних заготовок, о личных радостях и бедах.
В августе 2016 года я долго была у нее в гостях, на прощание она подарила мне лучшую розу со своей клумбы, говорила много добрых слов, долго-долго махала рукой вслед. И никакая интуиция и аналитический склад ума не подсказали мне тогда, что это была наша последняя встреча. Что ее большое, такое чуткое сердце перестанет биться так непростительно преждевременно. И что это будет так тяжело принять…
Ирина Степанова, выпуск 2000 года Усть-Абаканской школы №1
Оставить сообщение: