Папа Иосиф Димитриевич работал председателем колхоза. Спустя два года после рождения последнего ребёнка его объявили врагом народа и посадили в тюрьму сроком на 5 лет, просидел он 4 года, так как началась Великая Отечественная война. После выхода из мест лишения свободы он продолжил работать председателем колхоза вплоть до выхода на заслуженный отдых. Мама Екатерина Васильевна работала на пасеке, занималась разведением пчёл.
– После того, как папу посадили, маме пришлось особенно трудно, на ее хрупкие плечи легла практически вся работа по дому, плюс к тому воспитание детей.
В 1940 году, когда мне было шесть лет, в сентябре брат пошел во второй класс семилетней сельской школы. Я будучи любо-знательной девочкой тоже стала рваться учиться, но мама меня не отпускала, потому как не позволял возраст. Она говорила: «Подрасти еще хоть годок, успеешь выучиться!».
Так как наш дом был большой, мы сдавали комнаты для студентов. В начале учебного года к нам подселилась молодая девушка – учитель начальных классов. Наша квартирантка согласилась взять меня в число своих учеников на две недели, но получилось, что я осталась в школе на все семь лет. Каждый поход в школу для меня был словно праздник! Мне так нравилось учиться, меня часто хвалили за усердие, я получала практически одни кругляшки (в те времена оценки выставлялись таким образом: «кругляшок» – если получил отметку «пять», «квадрат» – «четверка», «треугольник» – «тройка»). У меня была особая тяга к точным наукам. Математика была одним из самых любимых предметов!
После окончания семилетней школы я хотела стать аптекарем, поехала в Красноярск, сдала вступительные экзамены, но пока ждала результаты, поняла, что не смогу находиться вдали от семьи, и вернулась домой. В районном центре Ирбейского района была десятилетняя школа, 25 км от дома, посовещавшись с семьей, я подала документы туда и отучилась еще три года. Радовало то, что каждое воскресенье я могла видеть своих родных.
После войны, когда мир приходил в себя, было очень непросто. В 1949 году я поступила в техникум в городе Канске на библиотекаря. Из-за хороших оценок в аттестате меня приняли без вступительных экзаменов. По окончании техникума по направлению отправилась в Саянский район, который граничил с моим родным Ирбейским. Сначала трудилась библиотекарем на абонементе, а затем стала инспектором отдела культуры, отработав там три года.
Отчетливо помню время, когда три молодые девушки, только закончившие учебу: я – библиотекарь, другая – медик, а третья – финансист, сняли комнату в общежитии. Кушать было практически нечего. Так для того, чтобы хоть немного насытиться, мы выпивали по 10 кружек чая, потому как к чаю всегда давали кусочек хлеба. Сейчас кажется смешно, но тогда было совсем не весело.
В 1957 году я вышла замуж, а спустя несколько лет мы с мужем и дочерью Татьяной переехали в посёлок Усть-Абакан, поближе к моему родному брату, где я практически сразу же стала работать в библиотеке при ДК им. Ю.А. Гагарина библиотекарем. В 1963 году родился сын Владимир.
Моя карьера завершилась также среди книг, в библиотеке при гидролизном заводе в Усть-Абакане. Там я отработала больше 20 лет и ушла на пенсию.
Тамара Иосифовна гордится тем, что она ветеран труда – её общий стаж работы в культуре больше 30 лет!
Отдельной темой нашего разговора стало военное время.
– Из нашей семьи на фронт ушли два моих дяди по маминой линии – Василий и Андрей, который погиб, защищая Родину, а также мой родной брат Иван. Ваня в свое время получил образование военного летчика в Канском горном училище, поэтому в войну он защищал небесные просторы.
В нашей семье была династия пчеловодов – мамин отец держал пасеку, мама тоже занималась пчеловодством, а также мамина сестра и брат. Когда дядя Василий ушел на фронт, его заменила суп-руга. Всего у нас было пять пасек, которые очень выручали. Увозили на машинах в город Канск мёд, там его продавали и на вырученные деньги покупали необходимые товары.
1942 год, мне исполнилось восемь лет. Так как трудоспособных мужчин в деревне осталось мало, женщины и школьники работали в колхозе «Большевик», где было создано пять разновозрастных бригад. Все буквально рвались работать в поле, потому как в то тяжелое для страны время было мало еды, а колхозников, работавших в полях, хоть какой-то похлёбкой, но кормили. Трудились все, несмотря на погоду и усталость, за семерых. С ранней пташкой просыпались, шли работать в поле, поздно вечером возвращались домой. Потому что знали: фронту нужна любая помощь! Абсолютно всё отправляли на фронт – начиная с техники, лошадей и одежды, заканчивая провизией. В нашей пятой группе бригадиром был фронтовик, которому из-за ранения на войне ампутировали руку. Помню, что он сильно любил детей! Я будучи маленькой девочкой просилась с мамой в поле, но та, наверное, жалела меня и не брала с собой.
Как-то утром, я собрала «узелочек» с провизией и отправилась на поля, а это 5 км от дома. Но когда я подошла к обозначенному месту, занервничала и начала плакать. Мой будущий бригадир увидел меня, подошёл и спрашивает: «Чего ты плачешь?», а я ему отвечаю: «Я работать хочу, а вы меня не возьмете!». «Возьму! Пойдем».
Я была так счастлива! Нас, ребятишек, присоединили к женщинам, мы вручную пололи от осота поля пшеницы, эта трава очень сильно колола руки, поэтому первое время я рвала траву подолом платья. В обед женщины отдыхали в специально организованной комнате отдыха, а мы с другими ребятишками играли и обливались водой из поилок лошадей.
После окончания прополки ходили в березовую рощу, рвали строго определённого размера веники для ягнят и развешивали на веревках сушиться до осени. Норма была сто веников на один трудодень.
А потом начинался покос. В этот период колхозники делали волокушу (срубали березу, привязывали к лошади, которой чаще всего управляли мальчики) и укладывали на неё сено.
После окончания покоса начиналась уборка урожая с полей. Это, как правило, происходило в сентябре, тогда многие школьники уходили в школу только на перекличку и линейку, а учиться начинали только с октября. Старшие дети шли на уборку зерна, а младшие – копать картошку. Бывало, что в сентябре выпадал снег. Иной раз в минусовую температуру выйдешь в поле, ветер ледяной дует, холодно, мерзнут руки, плачешь, но копаешь.
Когда мы стали постарше, мы организовали свою бригаду, с фронта как раз пришел раненым брат моей мамы Василий. Он стал у нас бригадиром. Для всех была одна норма на трудодень, а мы, бывало, двойную норму выполняли! Я была в нашей бригаде заводилой, всегда всех заставляла трудиться и не отлынивать от работы, а главное – настраивала ребят на рабочий лад. И в студенческие времена я не отдыхала на летних каникулах, всегда помогала в колхозе. Мы к пяти утра ехали на тока, загружали в «полуторку» зерно и ехали на склад разгружать.
Вообще колхоз многим помогал фронту. Маме дали земельный участок, на котором мы выращивали широкими и длинными грядами лук и морковь, затем вырывали, нарезали, укладывали в кадки, засаливали и отправляли на фронт.
За нелегкую жизнь, полную лишений, судьба подарила труженице тыла Тамаре Иосифовне Швецовой четырех внуков, двух правнуков и маленькую правнучку. Любимым увлечением так и остался уход за растениями в огороде.
– С детства приученная, меня буквально тянет работать в земле. Несмотря на все болезни, я очень люблю ухаживать за растениями, полоть грядки и собирать урожай, в этом мне помогают моя невестка – моя опора Надежда и сын Владимир, – с трепетом делится моя героиня.
Желаем Тамаре Иосифовне здоровья, еще долгих лет в кругу дорогих и любимых людей!
Арина Миненко
Оставить сообщение: