
Узнавать о чьей-либо работе по рассказам и со слов – это все равно, что смотреть на вкусное блюдо, приправленное зеленью, и пытаться насытиться одним его видом. Чтобы узнать, что включает в себя работа воспитателя, я решила потихоньку проследить в течение дня за одним таким опытным специалистом с 25-летним стажем Надеждой Зеленовой из детсада «Ласточка». Конечно, говоря фразу «потихоньку проследить», подразумеваю свое неназойливое и бесшумное нахождение в группе (дабы не пугать деток и не отвлекать воспитателя). В действительности для пребывания постороннего человека рядом с детьми нужно разрешение заведующей. И так как Надежда Андреевна Маховенко оказалась не против такого эксперимента, то как раз-таки после утреннего бодрящего кофе я оказалась возле красиво оформленной двери группы «Котята».
Мифы о свободномвремени
Сняв уличную обувь, прохожу по цветному мягкому ковру, где меня встречает Надежда. В помещении сотни игрушек, начиная от развивающих и заканчивая большими машинками, на которых малыши рассекают по воображаемым ими дорогам. На стенах сказочные аппликации и рисунки… И вот появляются первые гости. Кто-то может думать: что такого сложного в работе воспитателя? Ну бегают дети по комнате, играют друг с другом, а самому можно расслабиться и по телефону с подругами поболтать… Но так ли это на самом деле?
Сразу развеем первый миф насчет предоставленности ребенка самому себе, как порой может происходить у кого-то дома. Здесь есть программа, план мероприятий, который подразумевает обязательное умственное и физическое развитие ребенка. Каждый малыш у Надежды (а всего их 25) находится под бдительным присмотром. Ответственность, правда, очень большая – а это развенчивание мифа о свободном времени и возможности болтать по телефону.
Проследить надо за многим: чтобы малыши не дрались (а в таком возрасте они именно так отстаивают свои права на игрушку), чтобы не брали в рот мелкие детальки (и мало ли что еще деткам вздумается опробовать своими зубками), чтобы хорошо питались (а ведь когда они скучают по маме, то даже отказываются от еды), чтобы у них были сухие и чистые носики, чтобы, играя, не получили никакой травмы и чтобы, в конце концов, успевали на горшок.
Подход к каждому ребенку безисключения
Помимо списка ответственности, указанного выше, который, конечно же, здесь далеко не полный, важно включить в распорядок дня ребенка массу стандартных, но необходимых мероприятий. Давайте уже закроем за собой дверь в группу «Котят» и понаблюдаем за работой воспитателя.
А трудности начинаются с первых минут. Хотя большинство малышей уже привыкли к детскому саду и, сменив сапожки на сандалики, с радостью бегут к Наде, как они называют своего воспитателя, и к полюбившимся игрушкам, некоторые же детки, проболев с недельку дома, расстаются теперь с мамами с большими горючими слезами.
К абсолютно каждой девочке и каждому мальчику Надежда находит свой подход.
– Доброе утро! – приучает она малышей к этой форме приветствия и порой повторяет эту фразу несколько раз, пока ребенок наконец-то не отвечает ей. Многие дети уже с порога кричат: «Добло утло!»
– А ты у нас сегодня в новой юбочке, – Надя заботливо гладит девчушку по белокурой головке.
– А ты со своей коровушкой? – и Надя указывает на смешной рюкзачок за спиной у малышки.
– Тише, Вероничка. Не плачь. Давай договоримся: покушаем, поиграем, опять покушаем, поспим, и мама придет, – успокаивает Надежда раздосадованную разлукой с мамой Вероничку.
И так с каждым ребенком. Успеть успокоить их в первые минуты очень важно, иначе возникает цепная реакция, и один за другим детки начинают слезно звать свою маму.
Физминутка… или где бы еще взять с десяток пар глаз
Но вот на помощь приходят простые игрушки, которые оживают в руках воспитателя. Пока помощник воспитателя Ирина Саломахина (дети также зовут ее по имени Ира) готовит посуду к завтраку, малыши с Надей проговаривают стишки, топая ножками, смешно приседая (это называется сделать «пружинку») и неловко поворачиваясь вокруг себя.
А после физминутки идут стандартные процедуры перед приемом пищи. Каждому ребенку надо надеть нагрудничек. А потом ванная комната наполняется шумной компанией «котят». Каждому из них Надежда помоет ручки – всем 23 пришедшим в это утро маленьким посетителям. Воспитатель следит, чтобы каждый ребенок сел на свое место и чтобы он хорошо поел.
Кому-то все это может показаться элементарным. Но если у вас есть пара глаз для воспитания одного чада, пусть двоих или троих, то где взять еще десяток глаз, чтобы уследить за 25-ю? Их нет – этих лишних глаз! Нужна внимательность, усиленная в десять раз! Нужно в десять раз больше энергии, чтобы проявлять заботу о всех детях, не выделяя одних и не забывая о других. Разве может тот же утренний кофе дать столько сил? Нет, очевидно только то, что на такой работе должен быть мобильный человек с большим сердцем, которое несмотря на ежедневную накопившуюся усталость давало бы все новые и новые силы для проявления любви ко всем этим «котяткам».
Научить всему необходимому
После завтрака повторная процедура – ручки помыть, личики от каши отмыть, нагруднички снять… А потом малыши, веселые и шумные-прешумные, но такие милые и послушные, садятся на стульчики и слушают Надю. А она объясняет им, как выглядит красный цвет, чем кубик отличается от кирпичика. А еще детки вспоминают все овощи, вытаскивая из корзинки то, что у них попросят: баклажан, болгарский перец, помидор… И ничего, что пока кое-кто еще путает помидор с перцем – ведь оба красные.
Обязательная часть программы при хорошей погоде – прогулка. Всех деток надо пере-обуть в сапожки, надеть на них курточки и шапочки… На улице «котята» тоже не предоставлены сами себе. Внимательно осмотрев территорию, нет ли чего опасного, их любимая Надя играет с ними в паровозик, лепит фигуры формочками из песка. Со стороны так забавно наблюдать, как малыши ходят за Надеждой по пятам, как птенчики. Улыбаясь мне, воспитатель уходит в другую сторону, но некоторые из малышей, цепляясь ручонками за подол, не отходят ни на шаг. Сейчас они еще крохи, но через пару лет станут более самостоятельными и раскрепощенными.
Перед обедом группа успевает не только погулять, научиться отличать куб от кирпичика и узнавать красный цвет. Воспитатель и няня провожают деток на третий этаж в музыкальный класс. Провести двадцать три ребенка, пришедших сегодня утром, с первого этажа на третий может стать целой проблемой. Надежда идет первой, поддерживая тех, кто еще плохо держит равновесие. Помощник воспитателя замыкает цепочку, растянувшуюся по лестничным площадкам. Все малыши держатся за перила и в итоге благополучно добираются до класса. Здесь они разучивают песенки под игру на фортепиано. Сначала малыши стесняются, но когда Надя начинает петь с ними про Мишку, они повторяют за ней, забавно топая ножками и грозя пальчиками.
Вскоре группа возвращается назад, где с воспитателем успевает вспомнить части лица и тела, когда Надежда спрашивает: «Давайте покажем наши глазки, закроем пальчиками наши бровки, покажем локотки…». И на Надю смотрят десятки искренних любопытных глазок. А потом опять же – нагрудники, мытье рук и обед, после которого наступает тихий час. И тогда воцаряется тишина. Смолкают детские голоса: крики и слезы, и смех, и их веселые повизгивания… Но ненадолго.
Когда-нибудь…
Со временем эти крохи перейдут в старшую группу, и не успеют оглянуться их родители, как детки отправятся в школу, закончат ее… И уже будучи сами взрослыми мамами и папами при встрече будут говорить: «Здравствуйте, Надежда Николаевна!». А пока что они обнимают ее коленки и, пряча в них свои мокрые шмыгающие носики, так забавно щебечут: «Надя, добло утло!»
Ольга Кайнова
Оставить сообщение: