Через годы и десятилетия, промелькнувшие с той поры, ветеран труда, ветеран Великой Отечественной войны Елизавета Андреевна вспоминает:
– Сообщение о том, что началась Великая Отечественная война, застало всю деревню врасплох. В то время стационарных телефонов, а тем более сотовой связи не было. Приехал нарочный и объявил: война! Что тут началось! Суматоха! Опомниться, умыться не успевали. С полей – и сразу на фронт! Мужчин отправляли сначала в Черногорку, а потом в Абакан. Краткосрочная подготовка и – на передовую, на защиту Родины. Вся тяжёлая мужская работа легла на женские плечи. Рядом с матерями бок о бок трудились мы, дети.
Когда началась Великая Отечественная война, я перешла в четвёртый класс. Первый год войны кое-как пережили, в амбарах запасы зерна ещё были, а потом началось самое страшное – голод. Помню, как привозили в школу из Унюка мёрзлую картошку, варили её в прокопченном котле, где технички грели воду для мытья полов, и мы, дети, с «черепушками» стояли в очереди за этой чёрной похлёбкой.
Вспоминать о детстве, в которое так вероломно вторглась война, без слёз ветеран не может. Плачет она и тогда, когда 9 Мая на площади Победы в п.Усть-Абакане раздают солдатскую кашу с тушёнкой. Слёзы сами льются из глаз, потому что вспоминается голодное детство и та чёрного цвета похлёбка из мёрзлой картошки.
Четыре долгих года войны показались сущим адом. Смахнув слёзы, Елизавета Андреевна продолжает свой рассказ:
– Вместе со взрослыми и скирдовали, и молотили, и на покосе помогали, и клейтовали. Ни одежды, ни обуви хорошей не было, картошки, даже мёрзлой, не хватало, о хлебе только мечтали.
Ходили в изношенных валенках, дырки соломой заткнёшь и идёшь. Дети есть дети: мальчишки догонят, на солому наступят, что торчит из дырок, и шлёпаешь, считай, босиком. Не было даже ниток, чтобы заштопать одежду. У меня платье в клейтон попало, зубчатое колесо «выкрутило» его, а зашить нечем. Замотала проволокой и так в школу ходила. Это был 1941 год. А потом наступили самые тяжёлые времена. Тут уж не до учёбы было. Работали круглый год. Задания давали нам без скидки на возраст. Осенью убирали урожай. Зимой ходили на подтоварник – ссыпали зерно. Мороз не мороз, стужа не стужа – возили на коне корм для скота…
Казалось, что эта ненавистная война никогда не кончится, но духом не падали. Жили под лозунгом «Всё для фронта! Всё для Победы!» И старались трудиться, свято веря, что долгожданный день, о котором так мечтали, обязательно наступит. И он пришёл, этот светлый и ликующий День Победы 9 Мая 1945 года.
Но долго радоваться не пришлось: начались не менее тяжёлые послевоенные будни и не менее горькие скорби. Плакали о погибшем на фронте брате Петре. В 1947 году не стало мамы Матрёны Петровны. В 1951 году умер брат-фронтовик Дмитрий. Елизавете удалось окончить школу-семилетку в Моисеевке, а потом сестра забрала её к себе в Креславку. Образование позволяло работать секретарём сельсовета. А вскоре на выборах сельчане оказали ей доверие и 17 декабря 1950 года Коваленко Елизавета Андреевна стала депутатом Креславского сельского Совета трудящихся Краснотуранского района Красноярского края от избирательного округа № 7.
То ли так сложилось, то ли время настоятельно требовало стать бухгалтером, а только в 1954 году поехала она на учёбу в Абаканский филиал Красноярского учебного комбината, через год окончила курсы и стала специалистом столь необходимой профессии.
Опыта работы по специальности набиралась в нашем районе. Приехала к сестре Татьяне в Подхоз (Усть-Абакан-2), да так здесь и осела. Встретила свою судьбу – Георгия Григорьевича Свиридова. С годами оба стали ветеранами труда. Георгий Григорьевич почётное звание «Ветеран труда» получил на Хакасском гидролизном заводе, где работал электриком. Елизавете Андреевне это звание присвоено, когда она работала в Усть-Абаканской районной больнице – 15 ноября 1984 года. Этот коллектив считает самым родным и помнит его очень дружным. За 21 год работы чего только не довелось пережить! Но осталось в памяти самое доброе и светлое, связанное как с трудовыми буднями, так и праздниками. Запомнились творческие отчёты между отделениями больницы, участие в художественной самодеятельности.
Отец Елизаветы Андрей Фёдорович при-учал детей с малых лет к музыкальным инструментам. Любил тальянку. Сыновей научил играть на баяне, дочерей – на гитаре и балалайке. Со временем гитару Елизавета «отложила в дальний угол», а балалайке верна до сих пор.
Елизавета Андреевна постоянная участница хора ветеранов Дома культуры им.Ю.А.Гагарина.
Время от времени, сейчас уже реже, заходит с балалайкой в редакцию районной газеты «Усть-Абаканские известия», где её любят и ждут. В коллективе редакции газеты «Путь к коммунизму», как тогда называлась районка, ветеран труда Елизавета Андреевна Свиридова проработала ни много ни мало девять лет и тоже считает его родным. В семейном альбоме хранит эпиграммы, которые много лет назад адресовал ей радиоорганизатор Юрий Николаевич Головач.
Сегодня Елизавета Андреевна не просто мама двоих сыновей, она бабушка двоих замечательных внуков и правнука, которые её радуют. Жизнь продолжается, и как бы не хотелось ворошить прошлое, но мысли о детстве, опалённом войной, бумерангом возвращаются вновь и вновь…
После смерти мужа в 1982 году слёзы подступали к горлу и от того, что муж как участник боевых действий в Северной Корее не был признан участником Великой Отечественной войны. Совсем недавно справедливость восторжествовала. Из Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, наконец-то, пришла архивная справка, на основании которой Елизавета Андреевна Свиридова считается вдовой умершего участника Великой Отечественной войны.
Оставить сообщение: