Рекламный баннер 990x90px ban1
102.58
107.43

Нам столетье – не преграда!

Родилась труженица тыла в крестьянской семье. Отец Ульян Михайлович был сапожником. Шил и ремонтировал сапоги тапочки, туфли, сагиры. А мама Зоя Иннокентьевна работала няней, а затем поваром в детских яслях.
– Я хорошо помню то время, когда было единоличное хозяйство, – рассказывает Степанида Ульяновна. – Мне было семь лет. На поле женщины вязали снопы, а я водилась с маленьким Колей, сыночком одной из них. Она покормит ребёнка и дальше работает, а я качаю малыша, песенки ему пою, пока не уснёт. Проснётся, заплачет, я бегу по полю, кричу: «Тётя, Коля плачет!». Она бежит к ребёнку, я за ней. А на будущий год, когда жали пшеницу, я тоже снопы вязала. В 1932 году в семье родителей появился самый младший ребёнок, наш брат Николай. В это время стал образовываться колхоз. Всю живность, всех лошадей туда угнали, оставили одну корову да пару овечек.
Когда началась Великая Отечественная война, я была уже взрослой девушкой. Картошка не уродилась. Ездили в другие колхозы, чтобы обменять платье на ведро картошки. Зимой из-под снега копали мёрзлый турнепс. Весной, летом вручную и пахали, и сеяли, и косили, и снопы вязали. А потом укладывали их в скирды. Сильно голодали. Старушки ткали полотно, шили кули и эти кули наполняли зерном. Поднимать мешки приходилось женщинам, девушкам, подросткам.
Зерно сдавали государству. Обозы с хлебом отправляли в с.Краснотуранск или г.Минусинск.
Многие надсадились от тяжёлой колхозной работы. Брат Иосиф был бригадиром, у него очень болела голова и он рано умер. Бригадиром стал брат Михаил. А я была старшей на подаче кулей. С обозом приезжали поздно ночью, голодные, сонные. Помню, ждала нас старушка. Бабушка давала нам по 200 граммов хлеба, и мы ложились спать кто на полу, кто на палатях. На печке обычно спали дети. Кровать стояла всего одна. Не доедая, не досыпая, мы очень ослабели, но рано утром бригадир всех поднимал на разгрузку зерна…
Тягловой силой в колхозе были быки. Лошадей, особенно в войну, не хватало. А бык – скотина упрямая. Идёт, идёт, а потом ляжет и лежит, хоть что делай, а он ни с места! Мне говорят: «Стеша, ты хвост ему крути, он поднимется». Бесполезно! Пока не вылежится, не пойдёт. А работы много!
Весть о победе, – продолжает свой рассказ Степанида Ульяновна, – мы услышали дома, по радио. Что тут началось на улице! Я думала народ с ума сойдёт! И плакали, и рыдали, и смеялись, и обнимались, и целовались! Да разве обо всём расскажешь?!
Ещё до войны выйдя замуж, моя собеседница рано овдовела. Муж после призыва на службу в первый же месяц погиб на фронте. Второй раз выходила замуж уже в годы войны за фронтовика Георгия Ивановича Долженко. Георгия Ивановича в 1943 году комиссовали и он пришёл с фронта израненным.
Слушать Степаниду Ульяновну одно удовольствие, хотя в школе она не училась и тем более университетов не заканчивала. Её университетом стала сама жизнь. Она и грамотности её научила. О себе моя собеседница говорит коротко:
– Я самоучка. Сама научилась и писать, и читать. И маму в то далёкое время научила расписываться. Слежу за всеми новостями. Мы выписываем местную газету «Усть-Абаканские известия», приносят мне «Российскую газету» и газету «Хакасия». Я читаю, но стало зрение плоховато…
Более полувека Степанида Ульяновна прожила в п.Усть-Абакане. Много работала: в заготзерно, кожпроме, и сегодня счастлива тем, что рядом с ней дочь Галина и зять Виктор, есть внуки и правнуки. Здесь, в посёлке, живёт её родная 90-летняя сестра Галина Ульяновна Донец.

Уважаемая
Степанида Ульяновна!
Такие даты празднуют не часто,
Но раз уже пришла пора,
Желаем полной чаши счастья,
А с ней здоровья, радости, тепла!

Екатерина Фисенко

81516

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы