Отмечая любой юбилей, принято называть какие-либо награды. У меня же нет заслуг ни перед отечественной педагогикой, ни перед родной школой. Хотя, думаю, что небольшая заслуга всё же есть, она в том, что сегодняшний директор Вершино-Биджинской средней общеобразовательной школы Людмила Ивановна Шлихт (тогда Замотаева) – моя ученица. Учила её в восьмом классе – это время, возраст, когда человек уже сознательно выбирает будущую профессию. Во всяком случае, так было со мной. И «виной» тому мои учителя. Первая учительница – Зинаида Яковлевна Дрон, наверное, самый строгий учитель в моей жизни. Привычка всё делать правильно и вовремя у меня с 1-го класса. И это же я вижу во многих моих одноклассниках.
Эстафету приняла молодая, красивая Галина Дмитриевна Герасимова. Эстетика в понимании и восприятии окружающего мира от неё...
Ярким лучиком (из Москвы или Ленинграда, не помню) для нас в школьные годы стала Валентина Ивановна Плавская. Нас поражали и восхищали её наряды. А туфли с бантиками?!. Когда смогла купить себе подобные, уже работала первый год в школе. Нашла почти такие же, пусть и зелёные...
Среднее школьное звено. Артём Павлович и Мария Сысоевна Панковы. Это легенда школы! Я вряд ли решу сегодня какую-либо задачу по математике за восьмой класс, но любой ход своих действий я могу просчитать на несколько шагов вперёд. Именно этому они нас учили.
Мой путеводитель в выборе профессии – Юлия Васильевна Блинова, учительница русского языка и литературы. Эта красивая русская женщина, наверное, и не подозревала тогда, насколько её грамотность, чутьё к родному языку передавались нам. Тогдашние учителя не думали, например, так: «А что мы даём детям тем или иным приёмом по Ильину или Бабайцевой». Просто учили, как велели им душа и знание своего предмета.
Хорошие знания русского языка ещё из школы и дальнейшее совершенствование его в педучилище и пединституте позволили мне в советское время успешно окончить университет марксизма-ленинизма (о таком мало уже кто помнит), факультет идеологических кадров, отделение коммунистичес-кого воспитания, впоследствии освоить и преподавать такие дисциплины, как риторика, эстетика, история мировой культуры, психология в училище культуры, работать на радио, в редакции газеты, ответственным секретарём общества «Знание».
Всегда тихо, как бы стесняясь, входила в класс Валентина Павловна Миняйлова. И хотя за долгие годы многое стёрлось из пройденного, но чётко знаю до сих пор, что надо быть очень внимательной, чтобы нечаянно не смешать что-то с чем-то, дабы не вызвать взрывоопасной реакции, да и скрещивать что-то несоединимое не следует...
Наша любимая Мария Ильинична Киселёва. В этой хрупкой, изящной женщине было столько силы! И мы её чувствовали, вбирали! И географию, конечно, знали. И профессию учителя выбрали (четыре девчонки из класса!) больше благодаря ей.
Люся Курзина (биология и химия), Галя Герасимова (история) – всегда были отличницами; Рая Грива (химия и биология) и я (русский язык и литература). Раиса и я какое-то время работали в нашей школе, Галина же (Галина Анатольевна Богданова) была в родной школе и учителем, и завучем, и директором. Именно она стала инициатором встречи одноклассников, когда мы, постранствовав, съехались поближе к родной деревне, живём кто в Усть-Абакане, Черногорске, кто в Абакане, Минусинске. И вот уже более десяти лет встречаемся каждый год.
С годами всё больше ощущаем и понимаем, что мы все родом из детства, нашего деревенского. Уроки детства, наших учителей стали для большинства из нас стартом успешной сдачи жизненных экзаменов. Все умеют трудиться, в том числе на земле. Не ловчили, не подличали, родили, вырастили детей, помогают внукам, родным, близким.
В каждом из нас живёт малая родина. Когда мы встречаемся, обязательно едем к Вершине воды напиться... Я не думала, что это чувство так глубоко. И больше всего меня поражают эти чувства в Мише Богданове. Он постоянно говорит о родном селе, пишет стихи, знает окрест все косогоры и поляны, обращает наше внимание на, казалось бы, мелочи. А как он рассказывает о деревенских мужиках, по-шукшински подмечая их характерные черты! Вспоминает, как работал на сенокосе, ещё будучи школьником, помнит тех, кто дал, что называется, путёвку в жизнь: «Дядя Витя (Виктор Иванович) Воронцов, красавец мужчина, весельчак, балагур...» «Настоящий мастер», – такую оценку уже после института дал земляку-трактористу механик Богданов. Тепло отзывается он об Илье Фёдоровиче Хамидулине, который всю жизнь проработал завхозом, кладовщиком на ферме №1 совхоза «Октябрьский», и никто никогда не упрекнул его в нечестности.
«Многому я учился у Ивана Фёдоровича Стонта, который не имел высокого образования, но имел природный дар руководителя», – вспоминает он. Михаил Андреевич Богданов многие годы был сначала директором совхоза «Очурский», затем директором госплемзавода «Россия» Алтайского района, дважды избирался главой этого района. Думается, уроки старших земляков стали залогом его успехов и достижений.
И когда я однажды услышала песню, которую поёт мой сын, сразу воскликнула (извини, Михаил Андреевич, что называется, слов из песни не выкинешь): «Да это про нашего Мишку...»
И здесь мой дом,
Здесь я родился,
Воды живой я здесь напился,
Здесь слушал птиц я на рассвете
И здесь любовь свою я встретил...
И взгляд на женщину у нашего Михаила тоже, вероятно, оттуда, из детства... При встрече, более чем через тридцать лет, он, вспоминая, заявил мне: «Вот идёт тётя Катя (моя мама) по деревне, сразу видно, идёт красивая женщина. Ты, Надя, не такая». И, правда, в жёны он выбрал статную красавицу Раю Грива (она приехала из Украины в наш класс и стала нашей, родной). Кстати, мама моя тоже хохлушка (Игнатенко).
Думаю, каждый из нас по-своему вспоминает деревню. Сейчас уже могу признаться, что была бестолковой в хозяйстве: могла встретить из стада чужую корову, пригнать чужих гусей. Бабушка, отправляя за гусями на болота, напоминала, что «сегодня у гусака на шее, лапке зелёная тряпочка привязана». Не знаю, что думали мои земляки, когда видели гусака с «бабочкой»...
Зато мой сын, услышав это однажды, вспоминал и с гордостью написал в сочинении (пятый класс): «Моя мама в детстве пасла гусей». Он любил бывать у бабушки (родился в Новосибирске), говорил: «Мне нравится в вашем городе...» Сейчас мой сын, Эдуард Скороходов, живёт и работает в Москве. Он музыкант, виолончелист, клавишник, он певец, композитор, аранжировщик. Всегда участвует в концертах, посвящённых Дню Победы, поёт военные песни, он ведь знает, что дед его – участник Великой Отечественной войны. Сказала ему как-то: «Бабушка бы сейчас тобой гордилась, а дед – хвастался» (любил хвастаться хорошим). Ещё бы: у Ивана Литвинова внук – музыкант!
Как жалко, что отец не увидел внуков, не рассказал о фронте. Да и мы-то мало что знаем. Я только, будучи взрослой, поняла, почему отец так метался в жизни... Из сорока восьми лет восемь на войне. Потом ожидание лучшей жизни, а что-то пошло не так...
Помню, работал отец на току (50-ые годы). Жили трудно, скотину нечем кормить. Мама плачет: «Все берут, а ты...» «Пусть вся скотина передохнет, а колхозного не возьму», – в ответ. Он работал чабаном, когда я уезжала учительствовать, и не успел, опоздал проводить. (Мама говорила, плакал). Через месяц я приехала на похороны... Имея четыре класса образования, отец прекрасно знал историю, спорил с нами, а как красиво писал! У мамы тоже был красивый почерк. Наши родители... добрая им память! И их учителям!
У меня, к сожалению, нет родных в Вершино-Бидже. Но я всегда с удовольствием приезжаю сюда к Лене Кижапкиной. Мы жили на одной улице, учились вместе, наши родители дружили. Более сплочённой трудовой семьи я не знаю. Дядя Андрей и тётя Оля, семеро детей... Жили трудно, но дружно. И сегодня это большая семья. Все собираются в родительском доме, где их всегда ждёт Лена. Все Кижапкины живут достойно, много работают. Старший Кижапкин, Григорий Андреевич, сразу после института был приглашён в краевое сельхозуправление, где трудится по сей день.
Я всегда по-хорошему завидую большим семьям с многочисленной роднёй. Своей роднёй сегодня считаю своих одноклассников. Когда встретилась с ними через много лет, прежде всего, увидела их тогдашними, пятнадцатилетними. Они были теми же! Меня это поразило! Зрелые люди, но с той «закваской», которую имели уже тогда. Миша Богданов стал начальником. Юра Сербин как-то был в школьные годы в стороне, не участвовал в наших тимуровских и прочих играх... В восьмом классе он единственный пришёл не «в форме», а в костюме в клетку. Мне это очень понравилось. И он впоследствии стал первым (из одноклассников) предпринимателем в очень нелёгкие времена. Удивилась, когда увидела его на встрече, и ещё больше, когда услышала, что он всегда рад быть с нами.
Толик Муллоянов может враз накормить всю нашу компанию. Всё добыто, выращено, приготовлено собственными руками. Он и тогда, мальчишкой, воплощал в себе некую силу. Помню, сидела с ним за одной партой и всегда чувствовала какую-то защищённость. Толик Зверев до сих пор суров и молчалив. Много лет где-то в Бириллюсском районе был главой сельской администрации. И рядом с ним его жена, тоже наша, биджинская, Люда Пашкова. Наши девчонки. Надя Смирнова, она в детстве казалась мне умелой, сильной и такой умной: не было задачки, которую она не могла бы решить! Она и сейчас такая! Наша певунья Люда Пенкина. Очень любила наряжаться. И сейчас она всегда в модной, красивой одежде. А как она умеет носить украшения! Всегда строгая, скромная и очень смешливая Люся Курзина. На наши традиционные встречи она приезжает с мужем Виктором. Его мы давно считаем нашим одноклассником. Мне очень приятна эта пара.
Встречи с одноклассниками для меня всегда праздник!
С особым теплом вспоминаю соседей. Дядя Ваня и тётя Соня Чусовы, их большая семья. Степан, Раиса, Галина были постарше, а вот Саша, Витя и Толик – постоянные участники в общих играх и деревенских забавах. И во взрослой жизни пересеклась с членами этой замечательной семьи: учила один год близнецов Степана, Сашу и Володю Чусовых.
Когда я прохожу по улицам Вершино-Биджи, радуюсь за земляков: добротные постройки, у ворот то машина, то трактор, то мотоцикл, то лошадь; практически нет заброшенных домов.
Трудится, выживает деревня! И расположена красиво! Какие просторы! В хвалёной Швейцарии, где каждый пенёк отполирован, такое даже не может представиться. Швейцарцы задохнулись бы от восторга, увидев наши красоты и просторы. А я у них не задохнулась!
Что-то держит наше село в это нелёгкое время. Какая-то сила... Может, великий памятник древности – Салбыкский курган?! К своему стыду, я его увидела только в девяностые годы, когда работала в Минусинском музее.
Юбилей родной школы вызвал столько эмоциональных воспоминаний! Замечательный праздник! Столько хороших, открытых, радостных лиц!.. Ведь пришли, приехали, прилетели все те, кого душа манила и звала на встречу с детством. Хороший сценарий, видеоряд, умелое музыкальное оформление. Поклон ведущим (Г.Т. Степаненко и Н.А. Герасимова, племянница Г.А. Герасимовой) и их помощникам (С.В. Юрсанов, Н.Н. Чмыкало).
Приятные встречи, искренние эмоции. Очень рада была увидеться с Ниной Степановной Кулиш. Их пару, семейную и педагогическую с Виктором Васильевичем, отождествляю с четой Панковых Артёма Павловича и Марии Сысоевны. Это тоже целая эпоха в истории школы.
Сразу узнала нашу любимую пионервожатую, Нину Назаровну Аёшину! В ней столько же озорства и задора, как и в наше пионерское время!
Приятно поразило то, что из шестнадцати учителей двенадцать – выпускники этой школы. В будущем, думается, все будут наши!
Желаю родной школе, её директору, всем учителям, всему персоналу стабильности, сил и здоровья!
С уважением и поклоном, Надежда Скороходова
(Литвинова), г.Минусинск
Оставить сообщение: