«Александр Иванович Тюрин родился в 1905 году в городе Кострома на берегу Волги. С детских лет он всей душой полюбил рыбалку, рыбачил всегда на спиннинг или удочку, а на лодке ходил только на веслах. На срочную службу был призван в 1925 году, служил моряком Балтийского флота, а после работал кузнецом на заводе. Еще на службе Александр увлекся спортом, с удовольствием занимался гимнастикой. Это увлечение сыграло деду добрую службу: до конца жизни он сохранил развитые мышцы, удивительную гибкость тела и силу рук. Уже в преклонном возрасте он проделывал такой трюк – одевал свой китель, увешанный медалями, и грудными мышцами играл так, что награды издавали любимый и знакомый всем мотив «Цыганочки» или «Эх, яблочко…». У всех это вызывало настоящий восторг. Помню, как мы, еще ребятами, просили дедушку выполнить этот трюк.
После армейской службы дед встретил мою бабушку и женился. В 1935 году в Костроме родилась моя мама, которую назвали Людмилой. Жизнь шла своим чередом, мама вспоминает, что жили в те времена скромно, но очень дружно и весело. Так было до тех пор, пока не грянула война.
Когда началась Великая Отечественная, мой дед Александр Тюрин ушёл на фронт и убыл на Северный флот. Воевал он в зенитной батарее ПВО в должности старшего краснофлотца-комендора. Матрос Тюрин защищал от налётов вражеской авиации со своими боевыми товарищами город Мурманск и его порт, где разгружались караваны судов, доставлявших технику и вооружение.
С учётом сурового климата Заполярья, служба давалась тяжело, да ещё постоянные налёты и бомбёжки. Немец бомбил так, что выжить можно было только чудом. В этих сложных условиях краснофлотцы делали всё, чтобы самолёты врага, не долетая до цели, беспорядочно сбрасывали бомбы и возвращались на свои аэродромы. В один из налётов дедушка был ранен, осколок засел настолько глубоко, что даже оперировать было нельзя. Благодаря врачам, рану залечили, дед вернулся на фронт. За первые два года войны над Мурманском и полосой Кировской железной дороги было сбито около 200 вражеских машин. В ходе одного из таких налётов, дедушка лично сбил два самолёта противника, за что был награждён медалью «За боевые заслуги». В память об этом событии, вдохновившись мужественным поступком матроса Тюрина, его внук – мой брат Сергей написал стихотворение:
В тот день налёт был
очень страшным,
Враги бомбить летели нас!
И каждый лётчик за штурвалом
Считал, что он воздушный ас!
Но на пути армады этой
Стояли наши моряки!
Огонь зениток, очень меткий,
Не дал врагам домой уйти!
И в том бою мой деда Саша
Два самолёта лично сбил!
За что представлен был к награде,
Медаль за подвиг получил!
(С.Н. Купчигин, 2006г.)
Шёл 1944 год… В октябре дед принял участие в победоносной Петсамо-Киркинесской операции, в результате которой враг на Севере был полностью разгромлен. За участие в сражении и освобождении Мурманской области он был награждён медалью «За оборону Советского Заполярья».
Когда Александр Тюрин уходил на фронт, его семья осталась в Костроме. Несмотря на то, что моя мама была ещё очень маленькой, она хорошо помнит, как люди выживали и работали в тылу, какие нечеловеческие усилия прикладывали, чтобы помочь фронту.
Делясь своими воспоминаниями, она часто рассказывала мне, какое это было трудное время. Моя мама – шестилетняя девочка, хорошо запомнила вой воздушной тревоги, крест-накрест заклеенные окна домов. Ночами по очереди во дворах дежурили женщины и подростки, они следили за тем, чтобы нигде не взорвалась мина, а если случался обстрел, помогали эвакуироваться в бомбоубежище.
Рядом с домом, в котором жила моя мама, был завод «Рабочий металлист». До войны там выпускали экскаваторы, тракторы, сеялки и другую сельскохозяйственную технику, а в военные годы начали делать танки, пушки и пулемёты. Местные жители очень боялись, что фашисты будут бомбить завод и уничтожат важный объект, поэтому каждую ночь огромные прожектора освещали небо со всех сторон.
Моя мама признаётся, что хорошо помнит тот день, когда ей впервые нужно было идти в школу. Подготавливаясь к этому событию, ей сшили розовое платье и сумку, а туфли, те, которые отец смастерил ещё перед уходом на фронт, дожидались заветного часа. В школе детям давали обеды: поварёшка супа без мяса или уха с маленьким кусочком хлеба и чай с сахарином. Школьники ели, а учительница, сглатывая слюну, отворачивалась к окну, и лишь бурчащий живот предательски выдавал непроходящее чувство голода».
Галина Николаевна, утерев слезу, продолжает: «В военные годы бабушка постоянно работала. На лошади она возила хлеб и молоко в столовые фабрик и заводов. Часто по утрам она будила маму и её младшую сестру, чтобы они бежали занимать очередь за хлебом, а сама уходила на работу.
Летом девочки, как и другие ребята, рыбачили на Волге, ловили окуней, пескарей, а иногда и ельцы попадались на удочку, так дети помогали кормить семью. Суп варили из крапивы с лебедой, а вместо конфет бабушка парила в русской печке турнепс. Тогда вся страна жила одной надеждой: война скоро закончится, врагу дадут отпор и жизнь наладится. Мама вспоминает, что они часто ходили в госпитали помогать раненым. Школьники под диктовку писали письма для родственников солдат, готовили концерты, читали стихи.
Мама любит вспоминать прекрасный майский день, который запомнила навсегда. На углу их дома висел репродуктор, из которого ранним утром Левитан своим громким чудесным голосом поздравлял всех с Победой. Мама помнит, как люди обнимались, целовались и плакали, а они с сестрой стояли и молчали, в голове было только одно слово: Победа!
Даже после того, как враг был разбит и война закончилась, не все, кто стоял на защите рубежей нашей Родины, сразу вернулись домой. Мой дедушка ещё оставался на севере страны, охраняя морские просторы. В родной город матрос прибыл лишь в нояб-ре 1945. Мама помнит, как в тот день пришла домой из школы. В комнате в самом центре стола в морской форме сидел её папа, а рядом были мама, бабушка и другие родственники. Не помня себя от радости, девочка оказалась в объятьях отца, так и просидела на его коленях до позднего вечера. Матрос Тюрин умер в 1973 году в окружении родных и близких, но память о нём жива в наших воспоминаниях.
Пока дед был жив, я постоянно расспрашивала его о том, как он воевал, и о том, как ему удалось выжить в страшные военные годы. О войне дедушка рассказывать не любил, говорил, что это страшно и жестоко. Собирая по крупицам воспоминания живого участника военных действий, в своём воображении я рисовала картину военного времени такой, какой видел её мой предок. Не остались в стороне и другие члены нашей семьи. Так, мой брат Сергей, впечатлившись рассказами деда о боях на Кольском полуострове, мечтал побывать в тех краях. 9 мая 1985 года, в период службы в Никельском пограничном отряде, он оказался как раз в тех местах, где матрос Тюрин вместе с однополчанами гнал фашистов с нашей земли.
В память о деде мой брат вместе со своими сослуживцами прошёл пешком весь путь по местам боев, до самой линии государственной границы нашей Родины! Сергей вспоминает, что даже спустя 41 год все сопки были усыпаны стреляными гильзами, останками винтовок, пулемётов и пробитых касок. Брат признался, что в тот момент казалось, что война закончилась не сорок лет назад, а месяц тому назад…
Пройдя через многие испытания, лишения, бомбежки, потеряв боевых товарищей, мой дедушка, как сотни тысяч других воинов, смогли противостоять врагу и одержать Великую Победу! Всегда с особым трепетом держу в руках его удостоверение и, затаив дыхание, листаю пожелтевшие от времени страницы. Моя семья свято хранит память о деде, который в наших глазах выглядит настоящим героем.
Я горжусь тем, что в нашей семье сложилась хорошая традиция: мой старший брат выбрал достойную профессию, 30 лет он отслужил в Пограничных войсках. Мой средний брат – лётчик гражданской авиации с 25-летним стажем. Я – майор внутренней службы, 20 лет отдала службе в структуре МВД и МЧС, все мы честно отдали свой долг Отчизне, а сейчас служат Родине мои племянники.
В нашей семье существует традиция: каждый год на 9 Мая мой старший брат Сергей достаёт из шкафа военный китель нашего дедушки. Он с особым трепетом вешает его на самом видном месте. В нашей семье глубоко верят: «Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли будет с будущим в ладу».
Однажды накануне 9 Мая я проснулась рано утром, тогда мне приснился мой дедушка Саша. Проснувшись и взяв в руки карандаш, я решила записать свой сон на бумагу, так родилось стихотворение:
Мне сегодня приснился мой дед,
Был он молод, красив, как мы знали.
Он в матросскую форму одет,
На груди ордена и медали.
Он стоял и молчал предо мной.
Я коснулась его торопливо
И спросила:
«Что, деда, с тобой?
Что оделся сегодня красиво?»
Он свою бескозырку вдруг снял
И сказал:
«Все сегодня красиво одеты.
Мне так хочется встретить своих
И пройти на параде Победы!»
Я проснулась, и сердце в груди
Колотилось, как будто дед рядом!
Не волнуйся, в Бессмертном полку
Мы с тобой пошагаем отрядом!
Там ты встретишь своих,
И пройдёшь, как когда-то 9 Мая,
Постоишь у огня, помолчишь,
Однополчан своих вспоминая.
Я тебя буду помнить всегда,
В моём сердце, твоя есть частица.
И спасибо тебе, мой родной,
Что сегодня спокойно нам спится!
(Г. Ростовцева, 2018 г.)
Ольга Голубева
Оставить сообщение: