В нашем районе модернизация образования постоянно вносит коррективы в работу образовательных учреждений, и не только дошкольных, их структуру (вспомним объединение трех школ Усть-Абакана), в методическую систему, выдвигая на первый план те задачи перед специалистами, которые раньше могли быть второстепенными.
Самый лучший способ оценить действенность этих экспериментов – посмотреть, как они работают на практике и какие дают результаты.
Такая возможность была предоставлена большому числу воспитателей детских садов всей республики, которые прибыли в «Росток» понаблюдать за тем, как ФГОС приживается в реальной жизни, как реагируют дети на изменения и справляются ли сами педагоги с новыми требованиями.
Многочисленных гостей из республики встретили очень гостеприимно. Продрогшим после холодной и ветреной улицы, им предложили горячий чай и листы с задачами, которые поставили себе воспитатели на предстоящих открытых занятиях. После педагогических мероприятий коллеги смогут дать свою оценку тому, в какой мере новаторам-практикам удаётся соответствовать новым стандартам. И, что важно, гости сами смогут многому научиться.
Молодая, очень заботливая и внимательная воспитатель Олеся Тропина провела открытое занятие по теме «Весёлая рыбалка». На мероприятии в этой группе кратковременного пребывания присутствовали и мамы малышей. Самому маленькому было всего год и четыре месяца, а старшему – два года. Эти крохи, держась за руки своих мам, чувствовали себя вполне уверенно перед аудиторией из не менее пятидесяти взрослых.
Присутствие матерей на занятиях в этом детском саду – не разовая, а стандартная процедура. Они наблюдают, как опытный специалист занимается с детьми, как побуждает их развиваться. По примеру Олеси Сергеевны родительницы учатся распознавать способности, интересы и увлечения своих чад. А самое главное, понимают, что важно не настаивать на своём, а учитывать мнение малыша, давать ему возможность проявить себя.
Детям, готовившимся порыбачить в маленьком бассейне, во всех действиях предоставлялась альтернатива. Малыши сами выбирали шляпы, которые им пригодятся на природе, «удочки» – ложки, ситечки – кому какое понравится. Мамы им помогали, а воспитатель ненавязчиво подсказывал дальнейшие действия.
Так учитывались два важных аспекта: 1. Родители учатся профессионально заниматься с детьми. Достигается единство в том, чему обучают ребенка в детском саду и как с ним обращаются дома. «Это хорошая школа для мамочек», – высказались городские гости. 2. Малышу предоставляется право выбора. Воспитатель не довлеет над ним, а постоянно побуждает проявлять самостоятельность.
Воспитатель Валентина Мякотина провела занятие в подготовительной группе «Одна дома». По сюжету урока девочка осталась дома одна, и остальные ребята постоянно старались предупредить опасности, которым она могла себя подвергнуть. Сортируя аптечку, исключая опасные режущие и электроприборы, побуждая девочку выключить телефон, когда позвонил незнакомый человек, дети могли постоянно общаться, следить за тем, как каждый из них старался помочь Соне. Такое занятие развивает коммуникационные навыки – общительность и способность договариваться. В этом заключается один из ключевых моментов новых стандартов.
Учитель начальных классов Ольга Трусова провела урок окружающего мира «Средства связи. Почта». Изучали особенности средств коммуникации и первоклассники, и ребята подготовительной группы. Первые взяли шефство над своими младшими товарищами и помогали выполнять задания. Примечательно, что педагог не сортировал детей по парам. Они распределились сами и быстро сдружились. Гости наблюдавшие за уроком, отметили: «Вряд ли эти дети будут бояться идти в первый класс. Теперь они убедились, что в школе нет ничего страшного, а ребята постарше – добрые и заботливые. Будущие первоклассники смогут избежать стресса, когда сядут за свои парты».
Воспитатель Юлия Иванова удивила гостей занятием в старшей-подготовительной группе «Путешествие в старину». Ребята рассказывали поговорки, загадки. Их окружали предметы старинного русского быта – печь, лавки, стол со скатертью. Руки они мыли под рукомойником. Воду приносили из маленького деревянного колодца на коромысле. Замешивали тесто в квашне и стряпали калачи. С ними потом сами же и пили чай. Воссоздать колорит старой Руси помог приглашенный хор местного сельского Дома культура. Это занятие вызвало бурю эмоций у коллег. Сегодня далеко не в каждом учреждении есть возможность познакомить детей с традициями народа да ещё и с учётом методических особенностей новых образовательных стандартов.
В завершение специалисты могли открыто поделиться своим мнением. Многие убедились в нужности модернизации, её действенности в отношении введения новых стандартов ФГОС. Некоторые высказали конструктивную критику по отдельным этапам занятий. Одна из педагогов заметила: «Здесь не только создаются все условия для развития ребенка. В таком коллективе работать хочется!»
Ольга Кайнова
Оставить сообщение: