Рекламный баннер 990x90px ban1
86.09
95.09

Кто нужен рынку труда?

Но кто бы знал, что для предотвращения таких психологических проблем у подростков, будущих выпускников, в районной администрации организуется специальный координационный совет, где представители различных ведомств, учреждений, государственных структур глубоко и скрупулёзно разрабатывают масштабный многогранный план, помогающий ребятам сориентироваться, кем они хотят стать и кем могут стать.
На самом ли деле этот план практичен и эффективен в действии, поговорим на этот раз. Начальник отдела Центра занятости по нашему району Татьяна Николаевна Дейсадзе рассказала о результатах реализации ряда мероприятий в прошлом году. Действительно, на протяжении всего 2015 года прошло много различных встреч, организованных при поддержке администрации района, работодателей и собственно школ. Все их можно условно разделить на два вида.
Часть их строится на бумажной, теоретической работе с детьми. Например, им раздают бумажные анкеты или приглашают к мониторам компьютеров, где, отвечая на вопросы, ребята вдруг начинают чётче осознавать круг собственных интересов. Но второй вид мероприятий направлен непосредственно на познание определённой рабочей среды, куда школьникам устраивают экскурсии. И, общаясь с самим руководством, излагающим ясные чёткие требования к будущим кандидатам, могут узнать, что нужно для трудоустройства.
Возможно вы, уважаемые читатели, помните, как ваш корреспондент вместе с классами посетил Салбыкский курган, где ребята познакомились с туристической сферой деятельности, и Саяногорский алюминиевый завод, где особенно мальчишки с таким восторгом наблюдали функционирование роботов и техники и увидели условия труда рабочих. Совершили школьники экскурсии и в районную больницу, в ООО «Ласка», «Рэдвуд», «Вкус», «Массив». Посетили с заместителем главы района Владимиром Герасимовичем Глухенко КФХ Эмина Ахмедова, где могли не просто подержать на руках ягнят, но и задуматься о собственной ферме. И апогеем стала районная ярмарка вакансий, куда прибыли как многочисленные работодатели из бюджетных учреждений, так и предприниматели. При этом Татьяна Николаевна замечает, что общение приносило бы более значительную пользу для детей, если бы педагоги и директора школ относились к этому более ответственно и ощущали серьёзность проблемы ребёнка, не понимающего, что ему делать по окончании школы.
На текущий 2016 год при поддержке руководства района построен план, также включающий поездки на крупные предприятия, о чём мы, а, может, и сами дети поведаем позднее.
Ведущий специалист управления образования Наталья Васильевна Фунтикова напомнила, что некоторые школы района предполагают профильное обучение для старшеклассников, в частности – Усть-Абаканская, Расцветская, Усть-Бюрская, Доможаковская и Опытненская. А это значит, что дети изучают выбранный ими предмет углубленно и целенаправленно для будущего поступления в вуз.
Специалист предоставила интересные данные по нашему району. Уже в этом году среди старшеклассников провели анкетирование с целью определения их профессиональной ориентации. И вот что выяснилось. Из нынешних девятиклассников только 28% планируют продолжить обучение в школе, все остальные ориентированы на получение профессии. Ребята из 10 и 11 классов в большинстве своём – 84% – мотивированы на вузы и совсем немногие намерены поступать в колледжи.
Какие профессии оказались наиболее предпочтительны? Укажем собравшие наибольший процент. Наши девятиклассники выбирают технические направления, сферу услуг (питание, транспорт, парикмахерские, торговля и др.), чуть меньшее число думают стать сварщиками, бетонщиками, автомеханиками, электриками. Далее следует работа в области образования, и этой сфере уступили медицина и информационные технологии. Сельское хозяйство, к сожалению, заинтересовало всего 2,9% учащихся. И 1,6% – таких, как Евгений в начале нашего повествования, ещё затрудняются с выбором профессии.
Другие результаты показал опрос среди самых старших классов. На первом месте – МЧС, военные, спортивные направления. Чуть меньший процент ребят готовится стать врачами или другими специалистами медицинской сферы, далее – таможня и юриспруденция, затем финансовые специальности. И более низкий рейтинг у технического и психолого-педагогического направлений. Журналистика, на которую мы не могли не обратить внимания, привлекла всего 3% будущих выпускников.
В ходе такого исследования мышления наших юных жителей района специалисты обратили внимание на то, что многие ученики не могут однозначно ответить, кем они хотели бы стать наверняка, и отдают предпочтение сразу нескольким профессиям. Причём 20% старшеклассников полагают, что одного высшего образования для успеха недостаточно и для роста в профессиональном плане необходимо целых два!
Вся проведенная работа по сбору статистических данных показала, что проблем с выбором меньше у тех ребят, которые занимаются по профилям. При этом желания школьников и их родителей часто разнятся с реальными потребностями в кадрах на рынке труда. Наталья Васильевна напомнила, что Министерство труда и социальной защиты РФ подготовило список наиболее востребованных профессий на рынке труда. Но в данном случае речь идёт обо всей России, что может несколько отличаться от реального положения вещей в нашей Хакасии и районе. Однако изучить список всё равно будет полезным.
На комитете присутствовала и Ольга Владимировна Шевчук, методист филиала Хакасского политехнического колледжа. Она рассказала, как много работы проводится для того, чтобы организовать производственную практику для их выпускников в каком-либо предприятии. Всего им удалось привлечь 38 предприятий. И наиболее тесно сотрудничают с ними ОАО «Черногорский РМЗ», СТО «Лидер», «Автокомплекс», «АВИК», «Автолекарь». Вопрос о практике – один из ключевых, так как от этого зависит дальнейшее трудоустройство.
Для примера, 30% работодателей принимают к себе на работу именно тех выпускников, кто проходил у них практику и хорошо себя зарекомендовал. Однако порой, по словам Ольги Владимировны, не так легко найти партнёров, готовых сотрудничать в целях подготовки выпускников, так как это предполагает ответственность за учащегося в период практики, которую не каждый хочет на себя брать. Ведь зачастую работа связана с различной техникой и оборудованием, требующим соблюдения мер предосторожности. Руководители небольших СТО, индивидуальные предприниматели охотнее идут на контакт. Однако методист заметила: «Почти отсутствует практика сотрудничества с крестьянско-фермерскими хозяйствами. И хотелось бы наладить механизмы взаимодействия с крупными предприятиями, имеющими в своём распоряжении сложные станки, современные транспортные средства – это та самая материально-техническая база, что необходима для подготовки квалифицированного специалиста, но отсутствует в профессиональном учреждении».
Как много мер и труда приложено к тому, чтобы помочь ребенку самоопределиться. Только в нашем обществе сложилась такая тенденция: «Требуется молодой специалист 25 лет с опытом работы три года». Это некий парадокс, устранить который вряд ли возможно. Центр занятости населения и не призван разрешать социальные парадоксы. Но его профилактическая работа направлена на то, чтобы будущему выпускнику не попасть в этот коллапс, в эту разрушающую психику круговерть требований, которым он априори не может соответствовать сразу после окончания учёбы. И учреждения, как бюджетные, так и частные, сотрудничая с отделом занятости, способны помочь ребёнку спланировать «пятилетку» заранее. И хочется верить, что не только отличница Дарья станет первоклассным переводчиком, но и Евгений наконец-то поймёт, что он тоже способный человек и что в машинах-то он точно разберётся.

Ольга Кайнова

291277

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы