О том, что это за документ и как он применим в жизни рядовых жителей республики, рассказала руководитель Хакасского УФАС России Ксения Лебедева:
– Главная задача изменений – упростить условия ведения бизнеса. Это, в конечном счете, отразится и на потребителях. При здоровой конкуренции должна быть справедливая цена и на товары, и на качество оказания услуг.
Суть пакета изменений в расширении института предостережений и предупреждений вместо наказания. Это отразилось практически на всех статьях закона «О защите конкуренции». Теперь антимонопольный орган при выявлении признаков нарушения законодательства обязан сначала выдать предупреждение. Раньше оно выдавалось только должностному лицу хозяйствующего субъекта, теперь же предостережение будем выдавать должностным лицам органов власти.
Таким образом, хозяйствующий субъект или орган власти, нарушивший законодательство, получает возможность исправиться без наложения административного штрафа. Это позволит сократить количество дел и снизит нагрузку на суды.
Но, в том случае, если нарушитель не выполнит предупреждение, возбуждается дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства. И вот «обратная сторона медали»: ответственность должностных лиц, руководителей компаний и органов власти за нарушение антимонопольного законодательства ужесточилась. Если предупреждение не исполняется в добровольном порядке, то штраф для должностных лиц составит до 50 тысяч рублей. Кроме того, достаточно двух аналогичных нарушений в течение года – и руководитель может быть дисквалифицирован на три года.
Лучше не сговариваться!
– Отдельно хочу остановиться на таком процессе, как сговорах на торгах. Не секрет, что в процессе организации торгов: по государственно-муниципальным закупкам, предоставлению каких-то ресурсов, прав собственности и так далее, имеет место быть антиконкурентное соглашение. Не надо надеяться, что все пройдет тихо и гладко. Это самое грубое нарушение, и оно выявляется. Примеры привлечения к ответственности за подобные дела у нас есть. Так вот: тех, кто добровольно сознается в заключении антиконкурентного соглашения, ждут условные «бонусы»: кроме того, что рассказавший о нарушении первым от ответственности за него освобождается, лица, признания которых станут вторым и третьим в очереди, отделаются минимальным штрафом.
Другое нововведение: будет упразднен реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке свыше 35 процентов. Включение в этот реестр предполагало существенное ограничение предпринимательских прав и предусматривало ряд дополнительных обязанностей.
Нарушенные права будут восстановлены
– Под пристальное внимание антимонопольщиков попала сфера строительства. Если госорган или субъект естественной монополии задерживает выдачу разрешительной документации на строительство, нарушает сроки предоставления технических условий, создает другие необоснованные барьеры, то можно обратиться в антимонопольный орган.
Оперативно будет проведена проверка, при выявлении нарушения виновные лица – оштрафованы, нарушенные права – восстановлены.
Помимо этого, при ФАС создается специальный орган, который будет опротестовывать решения региональных отделений в случае несовпадения толкований законов. Этот коллегиальный орган будет заботиться о единообразии принимаемых решений на всей территории страны.
Рычагов воздействия и полномочий – достаточно
Еще одно важное изменение – прекращение рассмотрения вопросов, не относящихся к конкуренции. С нового года из-под антимонопольного контроля уходит защита интересов физических лиц, остаются хозяйствующие субъекты и неопределенный круг лиц. В то же время теперь из зоны ответственности ФАС выведено рассмотрение жалоб физических лиц на монополистов. В нашем случае, это чаще всего жалобы на «МРСК Сибири» по поводу затягивания сроков, отказа на техприсоединение к энергосетям. Теперь дела о злоупотреблении доминирующим положением электросетевых компаний антимонопольные органы будут возбуждать в случаях, если пострадали интересы неопределённого круга лиц или предпринимателей. Исключение будет лишь в том случае, если нарушения касаются неограниченного круга лиц, в случае особой социальной значимости дел, как в случае с навязыванием дополнительных услуг при обязательном страховании.
Хочу отметить: рычагов воздействия, имеющихся ресурсов и средств, полномочий для предупреждения нарушений и привлечения к ответственности у нас достаточно.
Записала Ирина Старцева
Оставить сообщение: