Рекламный баннер 990x90px ban1
102.58
107.43

К делу – ответственно, к людям – с душой

Первый приказ районного отдела народного образования, хранящийся в архиве, датирован 20 августа 1936 года, но история народного образования Усть-Абаканского района началась ещё с открытия в 1864 году министерского училища в Усть-Абаканском аале (г. Абакан). Дальнейшее развитие образования в районе связано с утверждением в 1884 году «Правил церковно-приходских школ». Поэтому в 1880 - 1890-е годы в Хакасии стали открываться церковно-приходские школы. Весной 1892 года в Уйбатской степи аале Чарков открылась первая церковно-приходская начальная четырёхклассная школа. Здание школы было приспособленное, обучалось в ней три ученика. Первым учителем школы был Отыргашев, его имя в архивных документах не удалось установить.
С 1918 года школы Хакасии перешли в подчинение отдела по народному образованию Минусинского совета, и в первые годы советской власти в районе работали: Сапоговская, Уленская, Аскыровская, Усть-Уйбатская, Камызяковская школы.
К примеру, в 1926 году в Усть-Уйбатской министерской 4-классной школе (Чарковская СОШ) работали два учителя и три человека обслуживающего персонала. Здесь обучалось 126 детей: русских – 53 человека, хакасов – 73, в том числе мальчиков – 79, девочек – 47.
В 1925 году в Чарковском районном исполнительном комитете произошла ротация кадров. И сразу же после утверждения нового состава РИКа началось снабжение школ учебниками, учебными пособиями. В бытность прежнего состава РИКа отношения с учительством были натянутые, и по многим вопросам учителям приходилось обращаться в уездные органы.
На тот момент функционирующих школ в районе было 25, в которых работало 30 учителей. Из всех школ 23 состояло на районном бюджете. Обучаемых детей тогда насчитывалось 1196 человек, из них хакасов – 356, русских – 840.
В архивных материалах государственного казенного учреждения РХ «Национальный архив» найдены документы 1928,1929,1930, 1932 годов.
На президиуме Чарковского райисполкома 22 мая 1929 года слушали доклад заведующего о работе Усть-Абаканской девятилетки. В резолюции перечисляются некоторые недостатки, а также достижения в работе школы.
На этом же президиуме Чарковского райисполкома от 22 мая 1929 года инспектор соцвоспитания тов. Седакова докладывает о снятии заведующего Доможаковской школы Рубичева. Говорит, что Рубичев должного внимания школьникам не уделял, к занятиям относился халатно, авторитетом среди населения не пользовался, с учениками обращался грубо, в моменты учебного года занимался слесарной работой, занятия не проводил. Сам учитель объяснял, что не было хлеба, он вынужден был зарабатывать!
Вот такое бывало!..
Предлагаем кратко проследить историю образования по годам. Вспомним руководителей и главные события.
1932-1945 годы
В области образования, на основании успехов промышленности, завершения коллективизации сельского хозяйства, повышения общего благосостояния рабочих и колхозников, в стране широко развернулась сеть начальных, семилетних и средних общеобразовательных школ, техникумов и высших учебных заведений, научных учреждений, театров, кино, клубов, дворцов культуры и других просветительных учреждений. Предусматривалось осуществление всеобщего среднего обучения в городе и завершение в деревне и во всех национальных республиках всеобщего семилетнего среднего обучения.
Заведующими отделом образования в довоенные годы и в годы Великой Отечественной войны были: Тропина Анна Борисовна, Струкова Лукерья Денисовна, Лобанов Валерьян Михайлович, Левицкий Михаил Петрович, Фреенко, Кривопиша Пантелей Илларионович.
1945-1953 годы
В послевоенные годы педагогический состав школ пополнили люди, вернувшиеся с фронта. На их долю выпало тяжёлое, голодное время. Часто вместе со своими учениками им приходилось собирать колоски, чтобы выжить в этих нелёгких условиях.
Восстановление разрушенных и строительство новых школ позволили значительно расширить контингент учащихся. Получили развитие школы рабочей молодёжи. Они давали возможность завершить школьное образование подросткам, вынужденным в период войны прервать учебу.
В конце 50-х годов для укрепления связей школы с производством была проведена перестройка народного образования. Увеличивался срок учёбы в средней школе: она становилась одиннадцатилетней.
Руководила управлением образования Струкова Лукерья Денисовна.
1953-1960 годы
В области образования во второй половине 50-х годов Советский Союз добился значительных успехов. В декабре 1958 года был принят закон об укреплении связи школы с жизнью, касавшийся дальнейшего развития системы народного образования. Вместо семилетнего обучения в стране вводилось обязательное восьмилетнее образование. К 1963 году это начинание было реализовано повсеместно. Одновременно школа получала «политехнический» профиль, предполагавший сочетание образования с трудовой деятельностью, с тем, чтобы учащиеся имели представление об одной или нескольких профессиях.
В эти годы заведующими отделом образования были: Федянина Дофина Ифаевна, Верясов Пётр Романович, Аленич Демьян Наумович.
1961-1975 годы
Эти годы стали ярким периодом развития пионерского и комсомольского движения. Ребята, вступившие в эти организации, не только старались выделиться в учёбе, но и принимали активное участие во всех полезных делах, проводимых в школах. Свою плодотворную работу развернули такие отряды, как «Юные друзья природы», «Юные инспектора движения», «Юные друзья пожарных». Традиционными стали смотры песни и строя, военная игра «Зарница»; сборы макулатуры и металлолома.
Заведующими отдела образования были: Кропин Михаил Владимирович, Верясов Пётр Романович, Дюдин Борис Иванович, Поротикова Римма Романовна.
1975-1986 годы
В эти годы был дан курс на укрупнение мелких населённых пунктов.
Согласно реформе, средняя общеобразовательная школа становится одиннадцатилетней. Обучение детей в школе предполагалось начинать с 6-летнего возраста.
Профильное обучение представляло собой изучение школьниками того или иного вида труда. Например, школьники изучали металлообработку, деревообработку, обработку тканей. Курс «Основы производства. Выбор профессии» в 10-11 классах знакомил школьников с основными отраслями народного хозяйства. Главной целью указанного курса было помочь школьникам в сознательном выборе будущей профессии.
Разработанная система трудового обучения школьников просуществовала недолго. Уже в 1988 году было признано необязательным проведение профессионального обучения в 10-11 классах.
Заведующими отделом образования были: Матейко Юрий Павлович, Быков Николай Николаевич, Слива Галина Анатольевна, Бородулько Надежда Григорьевна.
1986-1992 годы
В это время возглавлял отдел образования Гарпенченко Анатолий Иванович. Деятельность управления образования была направлена на обеспечение качества образовательных услуг и эффективность управления в сфере образования. Была создана хозгруппа во главе с Ятрушевым Павлом Яковлевичем, которая занималась материально-хозяйственным обеспечением школ.
1992-2003 годы
В период 90-х годов большое внимание было уделено дополнительному образованию. С лёгкой руки Лузанова Н.П. и Кондратьевой Г.И. был открыт Дом детского творчества (руководитель Каркова Л.Ю.)
Не сразу, постепенно, зато верно район в сфере образования перешёл в разряд лучших по республике.
В 2003 году в должности руководителя управления образования недолго работала Татьяна Анатольевна Курбатова, назначенная затем заместителем главы администрации Усть-Абаканского района.
2003-2006 годы
Управление образования возглавляла Леонидова Татьяна Григорьевна. Она считала, что дать качественное образование ребёнку – задача родителя, воспитателя, учителя. А вот обеспечить качество образования – это уже функция управления.
2006-2018 годы
Руководила управлением образования Васюкова Наталья Викторовна. Ей всегда удавалось выстроить работу своего управления и руководителей школ и детских садов так, чтобы соответствовать современным требованиям.
2018-2021 годы
Работу в свете современных требований продолжила в 2018-2021 году Надежда Анатольевна Мироненко и продолжает Лариса Викторовна Кувалдина, которая руководит управлением образования с марта 2021 года.
Говорят, хорошие строители никогда не экономят на фундаменте. Фундамент управления образования – это профессиональный потенциал педагогов, руководителей образовательных учреждений. Их десятки и сотни, настоящих специалистов своего дела. А скоординировать, организовать их работу призвано управление образования, чья функция в современных условиях направлена, прежде всего, на аналитическую деятельность, создание условий для функционирования образовательных учреждений и ответственность за развитие муниципальной системы образования в районе в целом.

В канун юбилея слово ветеранам-педагогам, кто с управлением образования связан многие годы.
Галина Анатольевна Слива:
– Уважаемые коллеги, учителя, работники управления образования района, с 85-летним юбилеем!
Я счастлива, что именно здесь, в Усть-Абаканском районе, шло моё становление. Выросли и окрепли мои крылья среди добрых, честных, верных своему делу людей.
После окончания Абаканского государственного педагогического института я была направлена в п.Усть-Абакан. В моей памяти, как учителя, словно на фотографии запечатлелась встреча со специалистом районо (районного отдела народного образования), выполнявшим обязанности кадровика, Надеждой Павловной Дробковой. Её внимательные красивые глаза оглядели выпускницу, и, взяв документы, она вдруг сказала: «Редко окончившие физмат приходят с такими оценками. Надеюсь, что работать Вы будете тоже хорошо», и как-то по-матерински улыбнулась, направив меня в школу посёлка. Я пообещала ей постараться. А не стараться было нельзя. Всегда благодарна судьбе за этот подарок.
Первые выпуски учащихся показали, что знания выпускников нашей школы позволяют им поступать в лучшие вузы страны.
Вся моя педагогическая работа неразрывно связана с общественной работой и, конечно же, с отделом, а затем управлением образования. Мне повезло, когда я была избрана председателем райкома профсоюза работников просвещения Усть-Абаканского района. С какими драгоценными россыпями педагогического мастерства встречалась в школах района и детских садах!
И сейчас убеждаюсь, что учителя, в общем, работают не за награды. Высшая награда для них – это достижения их воспитанников, память их учеников.
Здоровья вам, дорогие соратники, благополучия, крепкого тыла!
Любовь Степановна Панина:
– Вся моя жизнь после окончания института была связана с образованием. Работала в школе, детском саду, Доме детского творчества, 18 лет в управлении образования – специалистом, заместителем руководителя, заведующей районным методкабинетом. Работать было сложно, но интересно. Я благодарна своему первому наставнику Татьяне Григорьевне Леонидовой, методистам Вере Эдуардовне Кириенко, Любови Феликсовне Третьяковой, Тамаре Павловне Еремеевой, Ярославне Ивановне Худоноговой, Татьяне Александровне Кондриной, Алёне Андреевне Левченко, безвременно ушедшей от нас Татьяне Павловне Малышевой, всем учителям-руководителям районных методических объединений за огромный вклад в развитие и повышение качества обучения и воспитания детей в Усть-Абаканском районе.
Разработанные методики, уроки, мероприятия многих учителей восхищали и удивляли. Их опыт постоянно распространялся на семинарах, методобъединениях, публиковался в сборниках регионального и российского уровней, методисты управления образования были победителями различных профессиональных конкурсов.
В светлый осенний праздник День учителя желаю всем коллегам из управления образования, педагогам района здоровья, оптимизма, сохранения лучших традиций советской, российской школы, разумного восприятия и внедрения нового, чтобы живое общение на русском литературном языке было важнее компьютеров и гаджетов, чтобы интеллигентность осталась одним из главных качеств педагогических работников в любых, самых сложных условиях.
Всем успехов, значимых творческих проектов, благополучия в семьях, процветания образовательным учреждениям, высокого качества обучения и воспитания в районе!
Надежда Константиновна Фролова:
– С управлением образования (ранее районным отделом народного образования) работали в содружестве. Это были и консультации, и руководство нашей экспериментальной площадкой, и обобщение опыта работы учителей.
Наиболее сложными, но в то же время интересными были 90-е годы (руководитель управления образования Галина Ивановна Кондратьева). Чем были сложные 90-е годы, наверное, все знают. А интересными – тем, что педколлектив школы находился в постоянном поиске: эксперименты, открытые уроки и мероприятия, «открытые двери» для проходивших курсы Республиканского института повышения квалификации учителей. И помогали нам, конечно, в этой работе методисты и специалисты и лично руководитель управления образования.
Позднее, в 2011 году, создав районный совет ветеранов педагогического труда, мы также на деле ощутили поддержку управления образования (руководитель Наталья Викторовна Васюкова). Курировать связь с общественной организацией было поручено специалисту управления образования Ларисе Викторовне Кувалдиной. Лариса Викторовна, став затем директором школы, осталась в курсе всех наших дел и постоянно интересовалась нашей деятельностью, помогала нам в решении многих вопросов.
Лариса Викторовна! Надеемся на дальнейшее сотрудничество с Вами, как руководителем управления образования Усть-Абаканского района.
Поздравляю всех работников управления образования: и ветеранов, и ныне работающих с юбилеем! Желаю сотрудникам, педагогам, творческих успехов, ветеранам – бодрости на долгие годы. И всем – здоровья!

Екатерина Фисенко, по материалам, предоставленным управлением образования

80821

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы