«Сегодня мы идем в музей…» Часто ли современные родители говорят эти слова своим детям? Или редко, или совсем никогда?
Мы выяснили, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не была в музее. Причины самые разные: одни родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения («малы и ничего не поймут, чего зря время тратить»), другим просто не приходит в голову идея такой экскурсии, а еще чаще родители ссылаются на недостаток времени.
Как же привлечь внимание родителей к музеям и их возможности в воспитании у детей патриотизма, расширения кругозора? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому для начала мы в нашем детском саду «Ромашка» решили создать собственный «музейный комплекс», включающий мини-музеи в групповых помещениях, музыкальном зале, кабинетах специалистов и картинную галерею.
Однако музей в детском саду отличается от общепринятого понятия «музей». Во-первых, слово «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство: часть группового помещения, спальни, раздевалки или коридора. Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. В-третьих, мини-музей не отвечает строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.
Главная цель создания мини-музеев – содействие становлению личности ребенка, развитию его творческих способностей через ознакомление с нравственным, духовным, историческим, эстетическим опытом поколений.
В начале работы коллектив каждой группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяли тему и название мини-музея, разрабатывали его модель, выбирали место для размещения. Мини-музеи получились разными и по оформлению, и по содержанию: «Мой веселый звонкий мяч» (средняя гр., восп. Гайнутдинова Е.И.), «Мир старых открыток» (средняя гр., восп. Дернович Н.И.), «В гостях у сказки» (старшая гр. «Капитошки», восп. Хахулина В.П.), «Страна Буквария» (кабинет учителя-логопеда, Силаева Н.М.), «Страна эмоций» (кабинет педагога-психолога, Аликина Н.А.), картинная галерея «Истоки Родины моей» (воспитатель по ИЗО Сматрова О.А.) и другие.
Для детей младшей группы был создан мини-музей «Бурёнка» (2-я младшая гр. «Гномики»., восп. Бичикова Т.А.). Мини-музей ориентирован на создание условий для всестороннего развития ребенка через знакомство с домашним животным, условиями его содержания, полезными продуктами, получаемыми из молока.
«Круглый год – праздник» – это о мини-музее 2-й младшей гр. «Цыплята» («Новогодняя сказка», восп. Украинская Н.И). Родители малышей достали из бабушкиных сундуков новогодние игрушки начала и середины XX века, а дети узнали, что елку украшали не только пластиковые китайские шары, но и стеклянные бусы, трогательные зверушки на прищепках, фигурки из папье-маше, огромного размера шишки и многое-многое другое. Путешествие в «Новогоднюю сказку» активизирует творческие способности детей, они создают новогодние игрушки своими руками, сочиняют и рисуют свои новогодние сказки.
Музейные экспозиции позволяют знакомить дошкольников как с глобальными проблемами природы и культуры, так и с региональной тематикой. В музее «Космос» (старшая гр. «Васильки», восп. Безы-звестных Н.В.) дети знакомятся с планетами солнечной системы, профессией космонавта, узнают, почему на других планетах нет жизни и как надо беречь планету Земля. В музее «Куклы в национальных костюмах» (подгот.гр., восп. Макович Е.Н.) – куклы разных народов, в том числе тех, которые проживают в нашей республике, фабричные и изготовленные руками детей, воспитателя и даже родителей. Здесь дети знакомятся с национальным костюмом разных народов, населяющих нашу многонациональную страну, рисуют орнаменты, обучаются толерантности. В мини-музее «Ложки» (музыкальный зал, Бутанова Л.И.) собраны деревянные ложки из разных регионов нашей страны, маленькие и большие, разрисованные хохломскими, вятскими, сибирскими мастерами. Это не только экспонаты музея, но и музыкальные инструменты, на которых дети залихватски играют на музыкальных занятиях и праздниках.
Опыт использования музейной педагогики в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ был представлен на Региональной ярмарке воспитательных технологий и инновационных проектов 2013 (г.Черногорск), где проект «Этот удивительный мир музея» был признан одним из лучших.
Такой подход, с одной стороны, помогает детям усвоить идеи устойчивого развития, формирует основы толерантности, с другой – способствует формированию чувства патриотизма, расширению кругозора ребенка-дошкольника. Интеграция в воспитательно-образовательный процесс придает музею более высокий статус, он становится важной составляющей жизни ДОУ и импульсом для социализации ребенка в атмосфере творчества.
Валентина Комарова,
заведующая МБДОУ
«ДС «Ромашка»,
п. Усть-Абакан
Оставить сообщение: