«Блеснула заря новой жизни»
После февральской революции 1917 года в Енисейской губернии, как и по всей России, начался период острой борьбы за власть.
Преемником старой власти в губернии стал комитет общественной безопасности во главе с В.М. Крутовским, образованный 3 марта на заседании Красноярской городской управы. А до этого в феврале группа социал-демократов организовала Совет рабочих, солдатских, казачьих депутатов во главе с Я.Ф. Дубровинским. Установилось двоевластие.
Советы стали органами народного самоуправления. Многие из них заняли лояльную позицию по отношению к комитету общественной безопасности.
Одной из самых влиятельных политических сил в Минусинском уезде были эсеры. При их активной поддержке весной — летом 1917 года стали создаваться на местах земские учреждения. Именно они должны были решать все вопросы местной жизни. Эсеры принимали активное участие и в подготовке выборов в Учредительное собрание.
Членом партии эсеров был лидер национального движения Степан Дмитриевич Майнагашев. Февральскую революцию он воспринял как важнейшее событие в истории России.
В своём обращении «Инородцам Минусинского и Ачинского уездов» он писал: «Блеснула заря новой жизни, свободной жизни от верхов Петрограда до низин наших улусов, при свете свободы не должно быть и не будет угнетённых национальностей. Я верю, что наш народ поднимет преклонную голову, вздохнёт полной грудью. Приветствую инородцев этим переломом жизни от души, чтобы он получил начало национального возрождения нашего народа».
Первый инородческий съезд
В преддверии демократических реформ национальные лидеры в аалах проводили собрания, сходы, во время которых принимались наказы на предстоящие инородческие съезды.
6 — 7 апреля 1917 года в Аскизе состоялся первый инородческий съезд. Прибыло 50 делегатов, в том числе и представители Ачинского уезда. Председателем съезда делегаты избрали известного бая Сатыка Окунева.
«Первым очень долго и подробно обсуждался вопрос об инородческом землевладении», — сообщил Иван Барашков в своей статье, опубликованной 15 апреля в газете «Свобода и труд». На самом деле, из-за массового переселения крестьян на территорию Хакасии тема землепользования была достаточно острой. Резолюция по этому вопросу такова: «находящиеся сейчас в фактическом пользовании инородцев земли должны остаться за ними в виду того, что этого требует преимущественно скотоводческий уклад их хозяйственной жизни».
Тема автономии, объединения и территориальной независимости национального региона была остро обозначена на съезде, закономерно встал вопрос о земстве в Сибири. В ходе слушания делегаты приняли решение о том, что «мелкие земские инородческие единицы должны состоять из одной-двух волостей, и что все они в свою очередь по Минусинскому и Ачинскому уездам должны составить в целом как бы инородческий земский уезд, совершенно самостоятельный, находящийся в непосредственном ведении губернского земского Управления».
Съезд обсудил и «Проект земского положения среди инородцев». Было постановлено принять все зависящие от инородцев меры к тому, чтобы их голос был услышан в Учредительном собрании. Для достижения этой цели предлагалось: послать мотивированную записку Государственной думе, Временному правительству и особой комиссии по выработке положения о выборах в Учредительное собрание; избрать особую депутацию из четырёх человек для поездки на восток и запад Сибири к якутам, бурятам, киргизам и другим сибирским народностям для того, чтобы ознакомить передовых людей этих народов с трудами и нуждами минусинских и ачинских инородцев. Эта миссия была возложена на С. Окунева, С.Д. Майнагашева, И.И. Аланова, И.В. Барашкова.
В мае 1917 года в Минусинске прошёл первый свободный крестьянский съезд Минусинского уезда, который предложил «выделить инородческое население Минусинского и Ачинского края в самостоятельную земскую самоуправляемую единицу». Реализация этого решения началась в рамках введения Временным правительством России земского административного управления как формы местного самоуправления в Сибирском регионе.
Часть своих полномочий государство возложило на законодательные уездные земские собрания и исполнительные уездные управы. Во время работы крестьянского съезда образовалась инородческая секция, объявившая себя временным национальным комитетом инородцев Минусинского и Ачинского уездов. В задачу комитета входили подготовка и созыв второго съезда инородцев.
Второй инородческий съезд
Второй инородческий съезд проходил в Чаркове с 20 по 30 июля 1917 года. На съезд прибыло 75 человек, представлявших все инородческие волости Минусинского и Ачинского уездов. Были рассмотрены вопросы о местном самоуправлении, землепользовании, судопроизводстве, о самоназвании, о потребительской кооперации, об образовании национального комитета, о медицинской помощи и другом. Разногласия по поводу вопроса о местном самоуправлении привели к созданию национального комитета и избранию «особого инструктора — организатора общественной жизни» в лице С.Д. Майнагашева.
Важным и судьбоносным для коренных жителей явился вопрос о самоназвании. Соответствующее постановление было принято по предложению Майнагашева.
Вопрос о самоназвании народа обосновал известный учёный С.Д. Майнагашев, выступивший с докладом на II съезде инородцев в Чаркове в 1917 году. Съезд единогласно постановил вернуть народу его древнее самоназвание — хакасы. Постановления уездного съезда Советов 1918 года подтвердили народное решение. В то время это имя с энтузиазмом было принято хакасским народом и прочно вошло в употребление всех его этнических групп. Ныне к хакасам себя причислили и бывшие камасинцы, и чулымские татары.
Прошло 100 лет с момента принятия решения II съезда (1917) о возвращении народу древнего его самоназвания хакасы. Этноним хакас есть подлинное историческое самоназвание хакасского народа, которое необходимо сохранять нам на века.
Позднее известный сибирский учёный и общественный деятель Н.Н. Козьмин (1872 — 1938) писал о национальных деятелях тех лет: «К великой революции хакасы выдвинули из своей среды ряд общественных и научных деятелей, уже не порывавших связей с народной средой. Если профессор-турковед Н.Ф. Катанов работал и жил вдали от своих соплеменников, то молодые деятели из хакасов стремились к созданию местных культурных очагов и научно-просветительных центров. Из них безвременно погибший молодой сагай С. Д. Майнагашев не только выдвинулся среди хакасов, но и обратил внимание ученых центра своими талантливыми исследованиями в области шаманизма и фольклора».
Подлинное историческое самоназвание народа
Позднее Л.Р. Кызласов, ссылаясь на исследования советских историков и тюркологов, доказывал, что два этнонима современных хакасов — хаас и хасха — происходят от одного и того же древнего этнонима. Существование древнего этнонима хакас/хағас/хахас ещё в VI — XII веках на территории Южной Сибири. Важно, отмечал Л.Р. Кызласов, что китайские источники указывают и на время, когда в языке древних хакасов произошла указанная метатеза — это XIII век. «Юань Ши» за 1293 год впервые сообщает от этнониме хасха как об одном из самоназваний населения Южной Сибири.
Следует отметить, что в 1992 году на страницах журнала «Этнографическое обозрение» состоялась дискуссия по самоназванию хакасов, в этой дискуссии приняли участие учёные И.Л. Кызласов «О самоназвании хакасов», С.Г. Кляшторный, С.Е. Яхонтов, В.Я. Бутанаев. Подводит итоги этой дискуссии И.Л. Кызласов в статье «Об этнонимах хакас и татар и слове хоорай (ответ оппонентам)», который отстаивает этноним хакас. «Реконструкция древнего этнонима в форме хакас/хағас/хахас есть результат влияния зафиксировавших его китайских транскрипций и позднего его производного — хаас».
Леонид Романович Кызласов считал, что «от самоназвания народа многое зависит в его жизни, судьбе, психологии, самопознании и самоутверждении».
Экспедиции Степана Майнагашева
Известно, что С.Д. Майнагашев, будучи студентом Московского народного университета имени Шанявского (1911 — 1915 гг.), дважды по поручению и на средства Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии приезжал в Хакасию. Отчёты по итогам этих поездок были позднее опубликованы в «Известиях Русского комитета» в 1914 году, их копии имеются в рукописном фонде ХакНИИЯЛИ. Так, в «Отчёте по поездке к турецким племенам долины р. Абакана летом 1913 года С.Д. Майнагашева» говорится, что задача командировки состояла в исследовании лингвистического и этнографического материала местного населения. В первой поездке Майнагашев был в Хакасии с 28 мая по 10 сентября 1913 года. Однако собственно записи и разъезды начал лишь с 12 июля. С.Д. Майнагашев обследовал «долину реки Абакана, начиная с Матура на юге и кончая на севере рекой Аскизом и его притоком Базою по левую сторону Абакана; по правую сторону на север охватил койбальское племя до границы их соседства с качинцами, т.е. приблизительно против устья р. Камышты».
Особый интерес представляют этнографические исследования. Как писал С.Д. Майнагашев, «главной задачей было выяснить, каковы религиозные понятия народа и в каких внешних обрядах эти понятия проявляются». Как указал в отчёте Степан Дмитриевич, им было собрано 27 рассказов на различные религиозные темы, 30 рассказов о духах, сделано 28 записей камланий шаманов, записано четыре способа гадания. Многие обряды не только записаны, но и подробно сфотографированы. Кроме этого, он собирал рассказы о происхождении народа, записал до 20 песен, скороговорок, шуток...
По итогам исследования С.Д. Майнагашев выступил на заседании этнографического отделения Императорского географического общества по теме «Из материалов по шаманству у сагайцев и соседских племён».
Выступление С.Д. Майнагашева получило высокую оценку известных учёных и было опубликовано.
В 1914 году Русский комитет вновь отправил С.Д. Майнагашева в Хакасию для продолжения сбора историко-этнографических, лингвистических материалов. Результаты командировки были изложены в опубликованном «Отчёте по поездке к турецким племенам Минусинского и Ачинского уездов Енисейской губернии летом 1914 года».
В этой экспедиции он был на шести разных жертвоприношениях, где производил записи и фотографировал, всего С. Д. Майнагашев сделал 251 фотографию, собрал 30 сказаний и рассказов религиозного характера, 17 призываний духов, сделано 50 фонографических записей. Кроме этого, для музея были куплены разные вещи, в том числе костюм шамана с бубном и колотушкой. Из 400 рублей, выданных С.Д. Майнагашеву на командировку, «на приобретение коллекций» он потратил 41 рубль 60 копеек, остальные деньги ушли на проезд, разъезды, содержание и т.д. 100 рублей было получено от Музея антропологии и этнографии имени Императора Петра Великого, все они были потрачены на приобретение коллекций.
В рукописном фонде ХакНИИЯЛИ есть работа С.Д. Майнагашева «Загробная жизнь по представлениям турецких племён Минусинского края», опубликованная в журнале «Живая старина» Русского географического общества (Спб., 1916), с автографом С.Д. Майнагашева и надписью «Многоуважаемому Александру Робертовичу Шнейдеру от автора (роспись). 19 декабря 1919 года. Улус Иресов». Работа написана Степаном Дмитриевичем в 1915-м по итогам экспедиций 1913 и 1914 годов. Она посвящена обряду похорон хакасов, их представлению о загробной жизни, снабжена фотографиями. Работы по итогам экспедиций в Хакасию были высоко оценены научной общественностью.
Лидер национальной интеллигенции
В 1915 году после окончания университета С.Д. Майнагашев вернулся в Хакасию и стал заниматься обработкой историко-этнографических материалов, собранных во время экспедиций. Одновременно он активно участвовал в хозяйственной и общественной деятельности, став инструктором Аскизского кредитного товарищества. Он проводил работу по организации кооперативов в аалах Иресов, Усть-Чуль, Синявино.
Деятельность в кооперативах позволяла С.Д. Майнагашеву быть ближе к крестьянской жизни, знать интересы и проблемы простых людей.
С весны 1917 года С.Д. Майнагашев становится лидером национальной интеллигенции, выступавшей за переустройство жизни хакасского народа, ликвидацию территориальной разобщённости, объединения хакасов Ачинского и Минусинского уездов и создания местных органов самоуправления. Он принимает активное участие в съездах хакасского народа, проходивших в 1917, 1918 годах. Повторим, именно С.Д. Майнагашев на втором инородческом съезде предложил самоназвание — хакасы, ссылаясь на исследования учёных и китайские источники. Он, в частности, сослался на то, что коренное население Хакасии учёными А.А. Спицыным, Д.А. Клеменцем, И.П. Кузнецовым-Красноярским уже именуется как этническая общность — хакасы. Известный сибирский исследователь Н.Н. Козьмин писал: «Имя «кара-кас», вероятно, восходит к государству когда, быть может, кас'ы-составили основное ядро хакасской государственности. Китайское «хакас» нужно считать традицией имени «кара кас» (как из «турк» получилось «тугю», а из уйгур — «хойху»).
Хакасское государство, по китайским источникам, простирало свою власть на восток до Байкала, где оно соседило с якутами (сохалар).
Валентина Тугужекова, директор ХакНИИЯЛИ, доктор исторических наук Абакан
Оставить сообщение: