К интервью с Любовью Николаевной Гороховой усиленно готовилась несколько дней, выстраивая мысленный диалог, поднимая в памяти вехи из прошлого. Моя собеседница не только виртуозный музыкант – она в первую очередь преподаватель высшей квалификационной категории по классу баяна в Усть-Абаканской детской школе искусств, сумевший выстлать красную дорожку в мир большого искусства для ребят из простых сельских семей. Её знают в Новосибирске, Красноярске и Москве. Французские маэстро, однажды поприветствовав её, уже не смогли забыть учительницу из далёкого посёлка, чьи дети покорили сердца профессоров и музыкантов высокого класса. Требовательная, удивительная, преисполненная особого обаяния, она завоевала звание «Лучшего преподавателя детской школы искусств» в России. Перед ней погасли все мои пресловутые списки вопросов. Ведь спросив учителя о его воспитанниках, я оказалась вовлечена в стихию искренних ярких эмоций и рассказа, который не хотелось прерывать.
Делала то,
что люблю делать
– Я человек непубличный, – с улыбкой признаётся Любовь Николаевна. Но мы встречаемся с ней уже не в первый раз – и к беседе она готова. – Свои грамоты я не считаю. Может, их пятьдесят, а может, больше – лежат себе спокойно: лауреаты, лауреаты… А этот конкурс… Проводится он не так давно в Москве по трём номинациям «Юные дарования», куда вошёл Тихон Артемьев, «Лучшая школа искусств» и «Лучший преподаватель». И так получилось, что собрав воедино все свои достижения буквально за неделю – всё, что годами делалось из любви к детям и профессии, но никак не ради конкурсов – отправила в министерство. Возглавили жюри Фридрих Робертович Липс, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных, народный артист Российской Федерации и Марина Константиновна Леонова, ректор Московской государственной академии хореографии, профессор, народная артистка Российской Федерации. От Хакасии нас было двое преподавателей, допущенных к участию – также и Нина Николаевна Шекерюк из Детской музыкальной школы им. А.А. Кенеля. Для меня это участие не было лейтмотивом работы – делала то, что люблю делать. И победа стала неожиданностью. Теперь само торжество награждения ожидается в конце октября – ноябре, и, конечно, премия – премия приличная.
Секрет успеха лучшего педагога
Знаешь, Оля, когда ещё ранее проводила методические семинары, съезжались преподаватели по классу баяна и аккордеона со всей Хакасии. Приезжали по пятнадцать-двадцать человек, и я проводила по десять уроков. Причём показывала на своих учениках и на их учениках, какая существует проблема и как её можно решить на первоначальном этапе, а не когда ошибки уже наслоились друг на друга и сложно их исправить. Не научи вот такого считать, – показывает рукой от пола совсем малого, – он не сможет потом и интегралы решать. А у нас, замечаю, преподаватели порой торопятся – вот он у меня заиграл! Но, знаете, можно посмотреть на ребёнка и определить, кто через пять лет действительно будет играть, а кто нет. Родители ждут результата, эффекта, педагоги торопят – а получается хуже. На мой взгляд, для успеха необходима триада – учителя, родители и ребёнок. Желание каждого – это тандем, который и определяет то, что потом однажды появляются такие звёздочки. Но, к сожалению, порой не учитывают желание самого ребёнка.
Как куются звёзды
Сначала важно приучить ученика к себе. Его надо настроить психологически. Не просто же пришёл ребёнок – и ему с порога: вот тебе гамма, вот тебе диез, вот тебе бемоль. Он на первом занятии посидит ещё, а потом скажет родителям – не хочу ходить. Вот и стараюсь избежать этого.
Приходят семилетние малыши, стесняются. Но готовы ли они отсидеть сорок минут спокойно? Я постоянно стараюсь вовлечь их в музыкальную игру – со стороны это выглядит как танец вприсядку возле них – то к одному наклонишься, то к другому присядешь. А знакомиться с ними – это тоже интересно. «Привет!» – с порога ребёнку. Он смотрит на меня удивлённо – такая серьёзная тётя, и так с ним по-простому, по-свойски. И тут же какие-нибудь вопросы забавные: «Ты в детский сад ходишь? А драться любишь? А жвачку жевать?» И вот мальчик или девочка оживляются, начинают бурно о себе рассказывать, и для них я больше не злая чужая тётя, а они – не послушные роботы.
Сейчас захожу в класс, и все эти малявочки липнут, обступают со всех сторон – вот это радость! И я всегда ощущаю себя молодой, потому что каждый день пребываю в мире молодости и энергии. Но это только начало! Когда дети привыкнут ко мне, вот тогда важно установить железную дисциплину. Тогда это чуть ли не военная школа – телефоны убираем в сторону и усиленно работаем. В этот период дети уже втянуты в процесс и у них самих нет желания баловаться.
Чем закончилась история о Соне Тулкиной
Помнишь, в прошлый раз ты приходила, и мы всё говорили о Тихоне Артемьеве. А Соня Тулкина была как бы в стороне, в тени. Потом потянулась за Тихоном – и понравилось. Поездки, денежные призы, почести, путешествия… Мы носились вот так, – энергичный жест рукой, – как веретено. И как-то на Всероссийском конкурсе юных музыкантов и художников имени А.А. Кенеля только в нашей номинации собрались двадцать пять участников: народу много, суббота, весна, душно. И выходим после выступления, смотрим, сидит Геннадий Михайлович Лашкин – директор школы им. Кенеля. И поражённо восклицает: «Откуда у тебя Соня-то взялась?» – «Она всю жизнь у меня была», – отвечаю ему. И тут он не сдерживает восторга: «Это потрясающе! Она так играла!» И закончилось тем, что Соня с Тихоном – оба поделили два первых места!
А потом Соню приглашают в спецшколу при консерватории в Новосибирске – туда же не поступить! Это федеральное снабжение – и жильё, и музыкальные инструменты, и пятиразовое питание. Как правило, такие одарённые дети – из простых семей, и как они потянут обучение самостоятельно? В мае Соня уезжает поступать, сдаёт экзамены.
Рассказывают, что обычно, когда абитуриенты играют перед комиссией – достаточно нескольких минут, чтобы оценить возможности ученика, и потому музыканта быстро прерывают. Но Соню не остановил никто – все двадцать две минуты она отыграла программу, а когда закончила – четыре профессора и три доцента поднялись со своих мест и стоя аплодировали ей!
После экзамена выбегает в коридор профессор Андрей Викторович Кугаевский и спрашивает у Сони: «Ты занималась у Андрея Николаевича Романова?» Это величайший профессор, которого уже нет в живых. Соня ответила: «Нет». Тогда он спросил: «Значит, Любовь Николаевна?» Удивительно, но меня узнали по штриху, по «почерку»!
И так она набрала сто баллов и поступила! Соня просто сияла, когда рассказывала об этом. Сейчас она пребывает в своём музыкальном мире, где счастлива по-настоящему. Выехать из села в свои пятнадцать лет и попасть в школу такого уровня, где она при этом словно рыбка в воде, – это потрясающе! Я искренне рада за неё.
Мальчик, которого все хотят разорвать на части
В прошлом году с Тихоном ездили в Новосибирск на курсы повышения квалификации. Там выступала – а новосибирцы сидели ошеломлённые, хватались за голову и спрашивали: откуда вы такие? У нас есть «фишка» всегда отвечать на этот вопрос: «да мы с деревни, у нас медведи-велосипеды». Не в том плане, что мы какие-то примитивные. Многие приезжают на мероприятия такого уровня и носик вот так, – показывает, как задирают нос кверху, – а мы простые и дружелюбные. Приезжаем, чтобы спокойно показать, что может ребёнок, которого все просто хотят разорвать на части – каждый желает увидеть его у себя.
– Наш Усть-Абакан не привык к сольным концертам своих талантов. Но не так давно состоялся сольный концерт Тихона и Сони. Было ли это чем-то особенным? – спрашиваю у Любови Николаевны.
– Я подумала: как это так, на Хакасию работаем, в Новосибирске шесть концертов дали, ездим по России – нас везде знают, даже французы – и те знают. На пути этих детей появилось много интересных знакомств. А дома, на родной земле, с ними и не знакомы. Эта идея созрела молниеносно. И мы устроили это шоу!
Это было нечто особенное, потому что даже в истории Хакасии я не помню, чтобы ребёнок давал свой сольный концерт. Когда Тихон увидел, что собрался полный зал, он был потрясён – он не ожидал такого фурора! И когда после музыканты вышли к зрителям – все их благодарили и хвалили. Теперь нас зовут на сольный концерт и школа им. Кенеля, и организаторы на мероприятия, где должен присутствовать сам глава Хакасии… Я горжусь этими детьми, что они себя нашли, со мной нашли и что они действительно это ценят.
Ольга Кайнова
Оставить сообщение: