– Елена Геннадьевна, расскажите, пожалуйста, нашему читателю немного о себе.
– Если говорить о себе, то значит, прежде всего, сказать о семье, в которой выросли двое детей. Сын окончил вуз, отслужил в Армии. Дочь в этом году – выпускница Усть-Абаканской средней общеобразовательной школы, поступила в ХГУ им. Н.Ф. Катанова. Я по образованию педагог. Окончила Кызылский государственный педагогический институт. С 1992 года начала свою трудовую деятельность в гимназии г.Кызыла Республики Тыва. Переехав в п.Усть-Абакан, работу с детьми продолжила в детском доме «Надежда» в должности воспитателя. После того, как детдом закрыли, а детей передали в замещающие семьи, перешла работать социальным педагогом службы сопровождения замещающих семей. В свободное от работы время люблю готовить, занимаюсь огородом, рукоделием, люблю почитать на досуге.
– Какие семьи принято считать замещающими?
– Замещающая семья – понятие, объединяющее различные формы устройства детей к некровным родителям или воспитателям путём усыновления, опеки или попечительства, принятия ребёнка в приёмную семью. Государство не зря способствует устройству маленьких граждан в замещающие семьи, так как пребывание в узком кругу имеет множество преимуществ перед жизнью детей в детдоме. У домашнего воспитания, как показывает опыт, есть ряд достоинств. Это: индивидуальный подход к ребёнку; возможность общения с людьми разных поколений; совместное времяпрепровождение детей и взрослых; передача семейного опыта; убеждение личным примером; социализация в обществе.
– Известно, что семья – это начало начал. Маленькая ячейка общества, которая открывает путь в большую жизнь. В замещающей семье, как и в любой другой семье – так же: какие основы заложишь, те качества характера, жизни ребёнка и получишь. Принять детей на воспитание – это очень ответственный шаг. Елена Геннадьевна, сколько приёмных родителей, опекунов в нашем районе решились на такой поступок? И какова ваша, как педагога, задача?
– Моя задача достучаться до самых сокровенных уголков детской души, увидеть в каждом ребёнке личность. Помочь взрослым и детям прийти «к общему знаменателю» – взаимопониманию.
В нашем районе 169 замещающих семей (по данным на 1 января), в которых воспитываются 280 несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения. Семьи разные – и полные, где есть мама и папа, и неполные. Воспитываются в них, как правило, до восьми приёмных детей. Нередко это опекунские семьи, в которых, например, бабушки воспитывают своих внуков. Как и во всякой семье, случаются недопонимания между взрослыми и детьми. Нужно пройти адаптационный период, во время которого отрицательные и положительные моменты постоянно сменяют друг друга. От педагога во многом зависит то, чтобы у каждого ребёнка была семья, причём любящая семья, и неважно родной это ребёнок в семье или приёмный.
– Есть ли трудности, с которыми вы встречаетесь во время работы? Случаются ли конфликтные ситуации и как вы их разрешаете?
– После закрытия детдома «Надежда» моя работа связана, в основном, с теми же детьми, только в приёмных семьях. Поэтому трудностей особых не возникает. Если случаются конфликтные ситуации, то они решаются в рабочем порядке. Моя задача как социального педагога выехать в семью, где есть недопонимание между детьми и взрослыми, и помочь семье выйти из сложившейся трудной ситуации, чтобы в дальнейшем царили мир, покой, взаимопонимание. Наверное, на этих трёх составляющих и зиждется семейное благополучие, счастье не только семьи, но и ребёнка.
Говорить отдельно о трудностях не хочется. Скажу одно: как и у каждого, наверное, работающего человека бывает усталость, но, отдохнув, понимаешь: если ты помог ребёнку и он удачлив в жизни, то ты состоялся как специалист в своём деле. Для меня работа и дети – это важно. Ещё Николай Михайлович Амосов, известный академик, русский писатель однажды заметил: «В жизни есть два крепких якоря – работа и дети. Все остальные невзгоды можно перенести». Эта мысль остаётся актуальной и по сей день.
– Кроме работы социального педагога службы сопровождения замещающих семей отдела опеки и попечительства управления образования администрации Усть-Абаканского района вы являетесь, как мы уже сказали, Общественным помощником Уполномоченного по правам ребёнка в Усть-Абаканском районе. С чем связана эта деятельность?
– Да, от Усть-Абаканского района я была выдвинута на должность Общественного помощника Уполномоченного. Эта и основная моя должность идентичны по своей сути. Работа Общественного помощника Уполномоченного по правам ребёнка связана прежде всего с обращениями граждан. Главная цель – оказать содействие в защите и восстановлении нарушенных прав ребёнка либо предотвратить такие нарушения.
В 2017 году ко мне как к Общественному помощнику Уполномоченного по правам ребёнка в Усть-Абаканском районе поступило 39 обращений, связанных, например, с конфликтными ситуациями кровных семей и учебного заведения. Проблемы по 37 из них решены положительно. Два из них находятся в производстве. Обратившиеся получили правовые консультации и разъяснения.
Пользуясь случаем, хочу акцентировать внимание читателей на том, что как Общественный помощник по правам ребёнка в Усть-Абаканском районе каждую пятницу с 13 до 15 часов принимаю по адресу: п.Усть-Абакан, ул.Октябрьская, 18; 3-ий этаж, каб. № 1. Тел.: 8(39032)21588
– Елена Геннадьевна, ваше педагогическое и жизненное кредо?
– Моё педагогическое кредо: ребёнок, получивший гармоничное развитие в семье, становится полноценной личностью, а значит, не будет в будущем отторгнут обществом. И как человек я убеждена, что только семья с её культурными ценностями и семейными традициями способна взрастить настоящего гражданина нашего Отечества.
Беседовала Екатерина Фисенко
Оставить сообщение: