Рекламный баннер 990x90px ban1
100.68
106.08

Друг коммунального хозяйства – математика, враг – эмоции и политика?

На октябрьской сессии нашумевший законопроект был всё-таки принят, но с существенной оговоркой – он вступит в силу с 1 мая 2022 года. Тем самым всем участникам процесса формально дается время на то, чтобы подготовиться. Поселениям – привести в порядок имущество и оборудование для передачи. Районам – создать управляющую структуру, принять на работу специалистов и эстафету от поселений. Профильным министерствам – помочь по ходу дела, научить, подсказать, проконтролировать… Но это в теории, считает депутат Верховного Совета от Усть-Абаканского района Денис Кабанов. А на практике, очевидно, будут сложности.
Кстати, именно депутат Кабанов после сентябрьской сессии, когда парламент нынешнего созыва в четвертый раз отклонил законопроект, предложил компромиссный путь, обратившись с письменным предложением в профильные комитеты Верховного Совета по местному самоуправлению и экономической политике.
– Мое предложение было очень простым и заключалось в том, чтобы вместе с законопроектом разработать порядок передачи полномочий в сфере ЖКХ. То есть разложить по полочкам что, кому и как нужно сделать. Ведь необходимо провести инвентаризацию передаваемого имущества, подготовить (а в большинстве случаев восстановить заново) пакет документов на оборудование, а также на здания, сооружения и земельные участки. Плюс нужно понять, что делать с текущей задолженностью передаваемых предприятий. Это ведь многомиллионные долги, что делать с ними? Кроме того, нужно произвести расчёты для последующей защиты тарифа в Госкомтарифэнерго Хакасии. Если кто-то думает, что такие специалисты без труда найдутся в районах, то он ошибается, – комментирует ситуацию Денис Анатольевич. – Я согласен с тем, что централизация управления ЖКХ на уровне районов в сегодняшних условиях оправдана. Но это весомый пласт работы, требующий сил, времени, средств и четкой координации со стороны республики. Именно поэтому второе мое предложение заключалось в том, чтобы предусмотреть достаточно длительный переходный период – не менее года на всю подготовку.
Руководитель энергетической компании знает, о чем говорит. Положительный опыт Усть-Абаканского района, который часто приводят в пример, в том числе и его заслуга. В 2019 году администрацией района было принято принципиальное решение о передаче полномочий по организации тепло-и водоснабжения населения, а также оказанию юридическим и физическим лицам жилищно-коммунальных услуг из Доможаковского, Московского, Расцветовского, Усть-Бюрского, Чарковского и Вершино-Биджинского сельсоветов на уровень района.Усть-Абаканский район первым в республике создал муниципальное казённое предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство Усть-Абаканского района» и забрал часть полномочий в сфере ЖКХ на себя.
– Была проведена очень большая и серьёзная работа, – рассказывает руководитель Усть-Абаканского района Елена Егорова. – Основные сложности заключались в том, что из 46 объектов недвижимости, которые в 2019 году передавались району, только 16 стояли на кадастровом учете. Это треть от общего количества. Оборудование, здания – всё это требует значительного, а где-то срочного капитального ремонта.
Глава районной администрации подчеркивает, что более-менее успешно реформу ЖКХ в районе удалось провести благодаря совместным усилиям администрации, экспертов и регионального правительства. Район создал управляющую структуру, взял на себя подбор кадров, текущее обеспечение деятельности казенного учреждения, соглашение с поселковыми советами. Специалисты помогли разработать мероприятия, связанные с оказанием коммунальных услуг, проведением ремонтов, поставками топлива, расчетами с поставщиками. Они также помогли посчитать объемы необходимых затрат и инвестиций, защитить тариф. Республика взяла на себя часть финансовых обязательств. В результате качество оказываемых услуг населению и юридическим лицам действительно выросло. Но. Выросли и тарифы.
– А иначе и быть не могло, – убежден Денис Кабанов. – Обеспечивается учёт коммунального ресурса, любого, хоть тепла, хоть воды, его доставка потребителю, несутся затраты на эксплуатацию и ремонт… Это всё нужно оплачивать, по-другому не бывает. А с учётом того, что во многих поселках ключевыми объектами отопления и водоснабжения являются социальные учреждения, то всё это ложится на бюджет. Рост коммунальных услуг для населения, как известно, ограничен федеральным законом и не может быть выше установленного порога. Но оставшаяся-то финансовая нагрузка не исчезает в воздухе, она распределяется по другим участникам процесса – юридическим лицам, значительная доля которых – бюджетные.
Показательный пример в этом смысле в Хакасии – стоимость электроэнергии для бизнеса (и иных юридических лиц) и населения. Не вдаваясь во множество нюансов формирования тарифа в зависимости от времени суток и уровня напряжения, напомним, что дневная стоимость электроэнергии для большинства жителей сел и горожан с электроплитами составляет 1.65 руб. за 1 кВт.ч. А для многих юрлиц, к которым относятся бюджетные учреждения, уже 7.5 руб. за 1 кВт.ч. При этом общая кредиторская задолженность энергетикам со стороны республики – свыше миллиарда (!) рублей. Очевидно, что бюджетная сфера и юридические лица региона такую нагрузку просто не тянут, о чем и свидетельствует постоянно растущий долг. Аукается же это все постепенной деградацией электросетевого хозяйства, потому что увеличивать тариф так, как хочется, нельзя, а вкладывать деньги в ремонты хотя бы по минимуму приходится. При этом энергоемкость любого, даже обычного жилого помещения за последние 10-15 лет увеличилась в разы, не говоря уже про экономику. Поэтому то там отваливается, то тут замыкает, то здесь барахлит. В целом по отрасли пока еще не сильно заметно, но это вопрос времени. Кто не верит, спросите, например, у жителей с. Подсинего или с. Калинино. Они на себе регулярно чувствуют, что такое хроническое недофинансирование энергетической отрасли.
Вообще, проблемы ЖКХ – больше технические и математические. Они, в отличие от многих других, хорошо поддаются счёту. Если разобраться с техническими регламентами, спецификой оборудования и прочими чисто производственными вопросами, то посчитать, сколько нужно средств и усилий сделать, чтобы всё нормально работало – вполне реально. А вот дальше включается политика: где найти нужные средства, в какую программу зайти, что финансировать в первую очередь, кого привлечь в партнеры, на сколько этапов разбить решение задачи и т.д.
В республике же этот вопрос сразу стал политическим. Конкретные цифры о том, сколько понадобится средств, чтобы передать полномочия с одного уровня власти на другой – практически не звучали. Хотя участники этого процесса их явно знают. Потому и не звучали, видимо, цифры-то пугающие…
В одном из интервью министра жилищно-коммунального хозяйства республики в 2018 году прозвучала цифра, что на год Хакасии нужно от 600 до 650 миллионов рублей только на выпадающие расходы. Этих денег в бюджете очевидно нет и в ближайшие годы не появится. Если сложить то, чего нет в бюджете, нет в тарифе, плюс добавить существующие долги передаваемых предприятий ЖКХ, то станет понятно, в каком техническом состоянии пребывает жилищно-коммунальное хозяйство сельских поселений. Также понятно, почему главы муниципальных районов долго и упорно сопротивлялись принимать такое «приданное». Добровольное желание надеть себе хомут на шею вообще-то признак психического расстройства личности. А вот желание избавиться от проблемы со стороны глав сельских поселений вполне понятно. Только не получится просто спихнуть. С проблемой придется разбираться, причём всем вместе.
– Экономически обоснованные тарифы и выпадающие доходы находятся в прямой зависимости друг от друга,– говорит депутат Кабанов. – Чем больше первое, тем меньше второе и наоборот. Поэтому приступая к действительно необходимому наведению порядка в сфере коммунального хозяйства поселений, нужно четко понимать, во что этот порядок обойдётся именно бюджету. Ведь поселковые расходы, расходы муниципальных районов и содержание социальных учреждений, это, по сути, общий карман республики, здесь всё взаимосвязано.
Сухие цифры и канцелярский язык – не самая приятная для восприятия информация, это правда. Но зато они отражают фактическое положение дел. Поэтому ниже несколько конкретных данных, говорящих о том, во сколько обошлась бюджету коммунальная реформа одного района по передаче полномочий.
Итак, для создания и обеспечения работы МКП «ЖКХ Усть-Абаканского района» было выделено:
в 2019 году – 7,7 млн. руб. субсидий из бюджета района (3,8 млн. руб. на создание предприятия; 1,5 млн. руб. на возмещение убытков от недополученных объемов реализации услуг; 2,4 млн. руб. на капитальный ремонт оборудования по котельным). В этом же году республиканский бюджет погасил задолженность передаваемых предприятий ЖКХ в сумме 11,3 млн. руб.;
в 2020году –15,5 млн. руб. из бюджета района и республики (10,5 млн. руб. – на капитальный ремонт оборудования по котельным и тепловым сетям; 5 млн. руб. – на возмещение убытков от недополученных объемов реализации услуг);
в 2021году – 10,6 млн. руб. из бюджета района и республики (все средства пошли на капитальный ремонт оборудования по котельным и тепловым сетям). При этом убытки от недополученных объемов реализации услуг по итогам работы предприятия за 9 месяцев 2021года составили 8 млн. руб.
– Сегодня уже, конечно, многие вопросы решены, – отмечает Елена Егорова. – Есть очевидные плюсы в централизации части жилищно-коммунальных услуг, прежде всего, для жителей тех поселений, которые пользуются ими, в том числе через социальные учреждения. Однако по итогам проделанной в районе работы надо сказать, что самая главная проблема – это системное противоречие между плановыми и фактическими объемами реализации коммунальных услуг и источниками их оплаты. Плюс серьезный износ зданий, оборудования, сетей. Поэтому, чтобы объекты водо- и теплоснабжения надежно функционировали, коммунальному предприятию необходимо ежегодно выделять субсидию не только на ремонты, но и на погашение сложившихся убытков. Сегодня, к сожалению, по-другому никак этот разрыв не убрать. Действительно получается, что нужно либо увеличивать тариф, либо закладывать дополнительные расходы в бюджет.
Во всей этой истории нет ничего принципиально нового, проблема как была актуальной, так и остается. Из нового здесь, пожалуй, только одно – с математической неизбежностью каждый год появляется лишь новый пункт предстоящих расходов. Ведь если что-то недоплатили или недоремонтировали, оно обязательно напомнит о себе.

Записала Мария Александрова

77166

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы