Истории строки
В 1952 году по постановлению правительства СССР началось плановое переселение чувашей в Сибирь. Появились первые переселенцы – это семьи Матвеевых, Николаевых, Сорокиных, Андреевых. Сегодня на территории Доможаковского сельсовета проживают их дети, внуки и правнуки и единственная из оставшихся в живых первых переселенцев из далёкой Чувашии ветеран труда, труженица тыла Александра Николаевна Арсентьева.
Колхоз каждой семье оказал материальную помощь: выделил квартиры и в каждую семью – дойную корову.
Объединённый колхоз, переименованный после 1957 года в «40 лет Октября», стал процветать. Росло поголовье скота, увеличивались посевные площади до 8 тысяч гектаров, появились новая техника, птицеферма, свинарник, свой огород.
Недостаток рабочей силы восполнился второй очередью переезда переселенцев из Чувашии. Целый колхоз в 40 семей из Кишлинского района ЧАССР переехал в аал Доможаков. Началось активное строительство жилья для новосёлов, главным руководителем стройки был Прокопий Николаевич Сорокин. Небольшой улус превратился в большое село в четыре улицы, одну из которых назвали Чебоксарской; там квартиры выделялись только переселенцам из Чувашии.
Доможаков – малая родина чувашей
Для многих чувашских семей Доможаков – это малая родина, здесь их корни, которые укрепляются детьми и внуками. Чуваши составляют 33,8 процента населения, проживающего на территории Доможаковского сельсовета, объединяясь в Местную национально-культурную автономию чувашей Усть-Абаканского района РХ, руководителем которой сейчас является Вячеслав Михайлович Владимиров. А всего в Хакасии проживают 1824 человека чувашской национальности. Несколько семей живут в селе Солнечном, аалах Тутатчиков и Райков.
Чуваши дорожат своими традициями и придерживаются их в наши дни, отличаясь «спокойным» укладом жизни, в котором отражается миролюбивый нрав народности.
Трудолюбие, гостеприимство, дисциплинированность, доброжелательность представителей чувашского народа из маленького, но уютного аала Доможаков, передаваемые из поколения в поколение, позволяют добиваться успехов в труде, вести хозяйство вопреки трудностям, мирно растить детей и внуков во благо ставшей родной Хакасии.
Умеем трудиться – умеем отдыхать!
Чуваши умеют трудиться, но умеют и отдыхать. Далеко за пределами Усть-Абаканского района известен чувашский ансамбль песни и танца «Пилеш», что в переводе означает «Рябинушка» и «Палан» – «Калина». В 2017 году создан ансамбль «Илемле» – «Красавица». Сюда, в аал Доможаков, на различные фестивали, праздники чувашской культуры с удовольствием приезжают гости со всей Хакасии. И с таким же удовольствием пробуют разнообразные национальные чувашские блюда: необыкновенные, совсем не похожие на русские, блины, фаршированные творогом, очень вкусные, пышные, но по форме больше на лепёшки похожие, кулагу из калины отменного вкуса, кисель, напоминающий любимый десерт детства, холодец, сырники. И, конечно же, многим полюбившееся чувашское пиво, которое подаётся по особым случаям.
Чувашский этнос бережно хранит старинные обряды, которые зародились во времена предков. Многие древние традиции народ соблюдает и в наши дни. Одним из национальных торжеств, которое проводилось несколько веков назад, является Улах. Его и сейчас отмечает современная молодёжь. Организатором веселья становилась какая-нибудь девушка. Когда родители уезжали по делам, она приглашала в гости друзей и подруг. Хозяйка вместе с остальными девушками усаживалась в круг и занималась рукоделием. В это время юноши устраивались неподалёку и наблюдали за происходящим. А после компания пела, танцевала и веселилась. Изначально так присматривали вторую половинку. В современном мире это просто возможность от души повеселиться без присмотра родителей.
Ещё один традиционный обычай чувашей – Саварни (Масленица). Это празднество, посвящённое проводам зимы. Народные гулянья проходят с плясками, песнями и многочисленными играми. Люди наряжают чучело, символизирующее матушку-зиму. В этот день принято кататься на запряжённых в сани лошадях, чему особенно рады дети.
В июне принято отмечать Акатуй – один из самых важных национальных праздников чувашского народа, посвящённый окончанию весенне-полевых работ. Он пришёл из глубины веков и хранит древние традиции, объединяя людей всех возрастов и профессий, приобщая их к спорту, творческому труду, искусству, воспитывая в них любовь к родной земле и нелёгкому крестьянскому труду. В переводе «ака» означает сев, «туй» – свадьба. Главными на этой символической свадьбе являются соха и земля, «повенчавшиеся» во время весенней крестьянской страды. В этот день чуваши собираются, чтобы поздравить друг друга с приходом лета, встать в общий хоровод и спеть любимые песни. Мужчины устраивают спортивные соревнования: керешу – борьбу на поясах, бег, скачки. В день Акатуя варят пиво, готовят творожную запеканку чакат и национальный суп шурпе.
Очень необычными у чувашей были семейные обряды, особенно свадебные и рождение ребёнка. Было принято, чтобы молодая жена первого ребёнка рожала у своих родителей.
В чувашской семье традиционно главенствовал мужчина, но и жена имела авторитет. Разводы случались крайне редко. В формировании и регулировании жизни чувашей всегда большую роль играло общественное мнение – «что скажут люди» или «что скажут односельчане». Резко осуждалось нескромное поведение, сквернословие, а тем более пьянство. Из поколения в поколение передавалась народная заповедь: «Не срами имени чуваша».
Сегодня на территории Доможаковского сельсовета проживают представители одиннадцати национальностей и заметную роль в обществе здесь играют чуваши. Представители чувашской диаспоры, живя вдали от Чебоксар, Чувашии, сохранили всё самое ценное из культуры своего народа и приобщились к культуре других народов, внося свой особый колорит в традиционные и культурные ценности нашего региона.
Екатерина Фисенко
Фотографии предоставлены Местной национально-культурной автономией чувашей Усть-Абаканского района
Оставить сообщение: