Рекламный баннер 990x90px ban1
102.58
107.43

Что нам ждать от специальной оценки условий труда в 2018 году. Реалии, проблемы, перспективы

Обязанность по ее проведению возложена на работодателя статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации.
Работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда на всех рабочих местах – офис это или производство, стационарное это рабочее место или не стационарное (водители, курьеры, грузчики и т.д.).
В соответствии с Законом специальная оценка условий труда не проводится только на рабочих местах надомников, дистанционных работников (см. специальные разделы ТК РФ), а также работников, когда их работодателем выступает физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем.
Несмотря на разрешенную Законом этапность проведения специальной оценки условий труда, не стоит забывать о необходимости включения условий труда на рабочем месте работника в трудовой договор (существенное условие ст.57 Трудового кодекса Российской Федерации), которые могут быть установлены только по результатам специальной оценки условий труда или аттестации рабочих мест.
За непроведение специальной оценки условий труда или нарушение порядка ее проведения работодатель подвергается штрафным санкциям, вплоть до приостановления деятельности.

Специальная оценка условий труда с 1 января 2014 года заменила аттестацию рабочих мест по условиям труда.
С точки зрения Минтруда России, она должна была стать логическим продолжением аттестации рабочих мест, устранив ее недостатки и дополнив всем новым и перспективным, что имелось к тому времени в арсенале обеспечения охраны труда, стать для работодателей своеобразным стимулом к обеспечению еще более безопасных условий труда для своих работников, чем были до этого, а для работников – гарантом безопасности их здоровья, а в случае выполнения работы во вредных условиях труда – основой социальной защищенности, включая получение гарантий и компенсаций, контроль состояния здоровья (медосмотры), а также ранний выход на пенсию. В 2018 году Минтруд и Роструд активизировали работу по выявлению работодателей, на рабочих местах которых спецоценка не проведена. Кроме того, выявляются факты отсутствия передачи результатов во ФГИС СОУТ, проводится мониторинг организаций, проводящих СОУТ, чтобы свое-временно выявлять нарушения порядка проведения спецоценки.

Что предстоит?
Минтруд подготовил изменения в Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», чтобы усилить контроль за передачей результатов спецоценки во ФГИС СОУТ. Законопроект дополнит статьи 4, 6, 15 и 18. В частности, появится возможность контролировать и сопоставлять количество фактически проведенных оценок условий труда и переданных в систему отчетов с помощью ввода в систему уникального номера отчетов. Еще одно нововведение позволит мотивировать работодателей контролировать, передал ли исполнитель отчет в информационную систему. Вводится в норму, что результаты СОУТ будут вступать в силу только после того, как работодатель получит от организации, которая провела спецоценку, уведомление о размещении в системе сведений, предусмотренных частью 2 статьи 18 Федерального закона № 426-ФЗ. Всё это поможет повысить объективность и качество проведения специальной оценки условий труда и, как следствие, уровень защиты права работников на безопасные условия труда.

Что будет, если вообще не проводить спецоценку?
Если организация до конца года не проведет СОУТ, ей грозит штраф от 50 до 80 тысяч рублей (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП). Кроме того, у работодателя в 2019 году не будет законных оснований для предоставления сотрудникам положенных компенсаций за работу во вредных условиях труда, так как их начисляют по итогам спецоценки. Не проведя СОУТ, работодатель не сможет получить налоговые вычеты за выдачу компенсаций работникам. Кроме того, в трудовом договоре работника или в дополнительном соглашении работодатель обязан указать условия труда на рабочем месте, а подтвердить их можно только результатами спецоценки. Все это отдельные нарушения, за которые работодателю грозят дополнительные штрафы. То есть размер штрафов будет значительно больше 80 тысяч рублей. И, конечно, работодателя обяжут провести спецоценку — ему в любом случае придется затратить на это средства.
В плановом режиме спецоценку рабочих мест работодатели обязаны проводить не реже одного раза в пять лет. Но есть и внеплановые. Существует 2 срока, в течение которых нужно провести внеплановую спецоценку: 6 и 12 месяцев, в зависимости от обстоятельств. Срок отсчитывают с даты, когда наступили основания для проведения СОУТ.

Галина Богатырева, ведущий специалист по охране труда администрации Усть-Абаканского района

81725

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы