После распада СССР, военных действий в Таджикистане миграционный поток таджиков в Хакасию вырос. Основной причиной приезда в республику многие из них называли поиск работы, стабильную политическую ситуацию в Хакасии. Следует отметить, что большая часть переселенцев была не намерена оставаться в Хакасии на постоянное жительство. Тем не менее таджики постепенно поселились в Абакане, Черногорске, Саяногорске, Усть-Абаканском, Ширинском, Аскизском, Таштыпском районах. Активные общественники таджикской национальности испытывали необходимость в национальном объединении, чтобы сохранить таджикский язык, развивать свою национальную культуру в республике, поддерживать традиции и обычаи таджикского народа.
До создания собственной организации у таджикской диаспоры много лет существовало землячество. 28 января 1999 г. в Абакане состоялась учредительная конференция Хакасской региональной общественной организации «Центр таджикской и узбекской культуры «Согдиана» им. А.А. Хамракулова, которая более 20 лет популяризировала узбекскую и таджикскую культуры. В 2015 году таджикская диаспора основала свою организацию «Союз таждикистанцев «Бародари» (Братство), руководителем является Насыров Сухроб Файзиевич, в активе которой сейчас насчитывается 50 человек. В течение пяти лет данная организация проводит общирную культурно-просветительскую деятельность, направленную на возрождение и развитие национального самосознания. Организует мероприятия по сохранению и развитию народных традиций, обучению молодёжи истории народа, национальной литературе, народному творчеству, воспитанию детей с учетом национальных обычаев.
Население таджиков в Хакасии до настоящего времени активно сохраняет множество традиций и особенностей быта, ритуалов, которые можно проследить на протяжении несколько веков. Сегодня их в Хакасии проживает около полутора тысяч человек. Это люди, как правило, поддерживающие традиции многодетности, очень гостеприимные и хлебосольные, говорящие на родном языке, без стеснения носящие красочную национальную одежду и с большой гордостью рассказывающие о национальной кухне. В каждой семье таджиков до сих пор готовят оши суюк (суп с фасолью и лапшой), ароматный шашлык по-таджикски, который жарится исключительно с добавлением горного лука, плов, фатир (национальная слоеная лепешка), мастава (мясной суп с рисом), шурпа, но любимым для многих остается сладкое лакомство - халвайтер (мучная халва), без которого не обходится ни одно таджикское событие. А праздники таджики любят. Несмотря на огромную отдаленность от Таджикистана, до сих пор отмечаются главные мероприятия согласно строгим канонам религии таджиков – ислама.
О самых ярких праздниках, сохранившихся традициях и обычаях нам рассказал Насыров Сухроб Файзиевич из аала Тутатчиков. Он отметил, что у проживающих в Хакасии таджиков сохранились многие народные традиции, а именно: Навруз (Новый год), Сайри Лола (праздник цветения диких тюльпанов, отмечается в мае), Курбан-байрам (день жертвоприношения Аллаху, отмечается летом), Рамазан (самый важный и почетный девятый месяц мусульманского календаря, в течение него соблюдается строгий пост («ураза»).
Самым главным и любимым праздником всех таджиков является Навруз – Новый год по солнечному календарю (день солнечного равноденствия 21 марта). Этот весенний праздник, символизирует зарождение природы, ее начало, длится три дня. Таджики считают, что весна – это невеста года, а Навруз – ее украшение. К празднику все готовится заранее: оплачивают долги, прощают обиды, обязательно должен гореть огонь в доме или факел, огонь – это символ жизни. В Навруз надевают праздничную национальную одежду. Девушки шьют новые платья, их два: первое «Чакан» с вышивкой, второе атласное.
В дни Нового года хозяйки соревнуются, кто соберет лучший стол. Традиции украшать праздничный стол на Навруз женщинами-таджичками передаются из поколения в поколение.
Главное блюдо праздника суманак – сладкий пудинг. Его готовят из воды, муки и пророщенных зерен пшеницы, варят в ночь перед Наврузом в большом котле, сопровождается приготовление песнями и танцами, главная изюминка блюда – хорошее настроение. По традиции во время приготовления суманака в казан таджики добавляют небольшие камни, считается, что найти камушек в своей тарелке – к хорошим вестям
Пищу раскладывают в праздничные тарелки, украшенные рисунками, которые попали в Иран с территории Китая и получили название «чини», что значит «китайский». Само слово «чини» со временем преобразовалось в «сини» – «поднос». Каждое блюдо на столе имеет смысл. Суманак – символ достатка, себ – яблоки, красота и здоровье, растение сипанд символизирует очищение, оберегает от сглаза, лепешки и молоко – символ возрождения.
Сам праздничный стол называется «хафт син». На нем должно быть семь блюд. Считается, если в праздничные дни съесть все семь блюд, это придаст силы духа на целый год. Также в Навруз принято веселиться от души, чтобы привлечь счастье и удачу. Традиционно собираются все родственники, друзья, соседи, а так как семьи очень большие, доходит иногда до сотни человек.
– Еще один обычай мы в семье сохраняем до сих пор, – пояснил Сухроб Фазиевич, – это ритуал жертвоприношения Аллаху во время праздника Курбан-байрам. Берется на семью один баран, готовится по-семейному рецепту и делится на три части: первая часть раздается соседям, нуждающимся или просто незнакомым людям; вторая – съедается семьей и близкими родственниками, а третья – остается на хранении для дальнейшего использования в пищу. Этот обычай знают даже дети, и совершается он в каждой таджикской семье.
Есть еще несколько интересных фактов из жизни хакасских таджиков:
- когда в таджикской семье рожается ребенок, готовят целого барана и раздают его как угощение;
- родители всегда советуются, когда выбирают имя для ребенка, с дедушками и бабушками;
- долгожданных и приятных гостей таджики всегда садят подальше и повыше от входа, а неполная пиала чая – знак уважения и приглашения к неспешности.
Как и у многих народов, у таджиков очень интересные обряды на свадьбах. Даже в настоящее время свадьба молодых содержит обязательные ритуалы, пришедшие из глубины веков. Только раньше свадьба состояла из семи и более дней, сейчас она может длиться 3-4 дня. Сохранился четверговый «никах», когда мулла совершает религиозный обряд соединения жениха и невесты. В пятницу женщины приходят к невесте для проведения смотрин жениха. В субботу родственники жениха едут за невестой, заключается торжественно юридический брак, происходит основное торжество со всеми родственниками за большим богатым столом. В воскресенье приходят женщины, они общаются с невестой, рассматривают ее наряды, играют на дойре (ударный музыкальный инструмент), танцуют, поют, а она кланяется в знак уважения и вхождения в семью мужа и демонстрирует им красивую одежду, которая меняется за этот день до 20 раз. Невеста показывает, какие ей подарили украшения и подарки. Этот день особенно любят девушки, так все они видят свадебные подарки невесты.
– По традиции, – рассказывает Сухроб Файзиевич, – раньше невестка после свадьбы обязательно должна была год прожить с мужем в доме его родителей, чтобы молодая супруга научилась всему у свекрови. Теперь эта традиция частично утрачена. Теперь молодые супруги поступают по своему усмотрению.
Еще одна традиция существует, и многие ее соблюдают. Каждую субботу старший брат, ушедший из семьи, должен навещать своих родителей и оставшихся братьев и сестер.
Как уже сказано выше, таджикские семьи всегда отличались многодетностью, раньше рождалось до 17 детей. Поэтому существует обычай, когда все дети покидают родительский дом, младший сын со своей семьей остается жить с родителями в отчем доме навсегда.
Современные таджикские семьи сейчас имеют в среднем 4-5 детей. И большинство младших сыновей, которые даже завели свои семьи, остаются жить с родителями до конца их жизни. Это говорит о том, что тесная связь детей и родителей продолжается.
Среди главных праздников жителей Хакасии таджики, пожалуй, не отмечают только один – это праздник урожая, так как в родном Таджикистане жители собирают несколько урожаев в год.
Жизнь таджикской диаспоры гармонично слилась с жизнью многонациональной республики. Об этом говорят активное участие людей таджикской национальности в культурных, спортивных и познавательных мероприятиях республики и за ее пределами, яркая самобытная культура, а главное, задорные улыбки таджикских детей, которые родились в солнечной Хакасии, ставшей им родиной.
Ирина Церковная
Оставить сообщение: