Рекламный баннер 990x90px ban1
100.68
106.08

Без права на ошибку

В тот осенний день мой коллега по Дому детского творчества п. Усть-Абакана Андрей Бен находился в Москве в служебной творческой командировке. И мы оба стремились продолжить начатый в феврале 2006 года разговор, когда районная газета «Усть-Абаканские известия» опубликовала мою статью о нём под названием «Ваш выход, артист!». Я не могу сказать, что Андрей выпал из моей жизни на этот долгий временной промежуток. Более того, я хорошо знаю его сегодняшнего: холёного, спокойного, уверенного, мне знакома актёрско-режиссёрская философия Андрея, но, тем не менее, казалось, что-то остаётся «за кулисами».
Сегодня «послужной список» нашего земляка, выпускника Усть-Абаканской школы (корпус 2), руководителя театральной студии «Призраки» Дома детского творчества (1992 – 1997 гг.), выпускника Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства имени Н.К. Черкасова Андрея Бена достаточно обширен: Хакасский драматический театр имени М.Ю. Лермонтова, «Театр сновидений» Ольги Чернявской, совместная работа на сценических площадках Питера с Ниной Усатовой, Игорем Скляром, «Благотворительный фонд Константина Хабенского» в театре-студии «Муравейник», киностудия «Ленфильм», «Театр им. В.Ф. Комиссаржевской». Мне, исповедующей немыслимую веру в добродетель театра, предельно ясно: серьёзная практика систематического, всестороннего труда актера/режиссёра и составляет профессиональное знание театрального процесса «изнутри» искусства.
Андрей разделяет мою точку зрения:
– Моя творческая мастерская в Питере находится на Большом Сампсониевском проспекте, в Доме Молодежи «Форпост». Здесь, в театре-студии «Возвращение», нашел себя в новом качестве – педагога, учителя. Возвращаться к самому себе – хорошая примета, потому и возвращаюсь к себе в своих учениках.
…Тогда, двенадцатилетним подростком, я пришел в театр-студию «Балаганчик» Дома культуры имени Ю.А. Гагарина к 32-летнему режиссёру Владимиру Борисовичу Гордееву. Почему? Очень хотелось сцены (да хоть в хор!).
Последовал целый год регулярных посещений репетиций «Балаганчика», где я попросту смотрел на них со стороны последнего ряда в зале. Наконец настал момент, когда Владимир Борисович предложил «попробоваться» на эпизодическую роль в спектакле «Ибо многие придут под именем твоим» по произведению Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики». А далее пришла главная роль в спектакле В.Б. Гордеева «Школа для дураков». Удивительно: не имея никого из знакомых, хоть как-то связанных со сценой, всегда знал, что стану актёром.

Бывая в театре регулярно, знаю, насколько долго продолжается спектакль в голове после того, как закрылся занавес и отзвучали аплодисменты. Час-другой он остаётся в тебе, возвращается к тебе, захватывает. Это у нас, у зрителей. А у них как?
– Сегодня я могу сыграть роль любого жанра, это моя работа. Да, как то ни странно, актёр – лицо зависимое: от драматурга, режиссёра, художника, композитора и других мастеров театра, участвующих в создании спектакля. Однако, при всей данной зависимости, именно актёр выдвигается на передний план, становясь властелином сцены и зрителей. На мой взгляд, ярко выделяется два вида актеров – одни из них мастера, другие ремесленники. Мастера на сцене проживают жизнь своего героя, плачут его слезами, смеются его эмоциями, любят его любовью…Мастер отдаёт свои духовные, эмоциональные, физические силы во имя своего персонажа и большого искусства. Однако с последним поклоном мастер способен вернуться в реальную жизнь, он адекватен, помнит о том, что дома дети, а по дороге надо заскочить в магазин.
Ремесленники профессионально делают то же самое на сцене, но, заигрываясь, забывают «выйти из образа» по окончании спектакля. Так и появляются в актерской среде свои Анны Каренины, Джульетты, Ромео. Именно по этому случаю предостерегал знаменитый В.Э. Мейерхольд: «Прежде чем вступить в актёрскую профессию, помните, кто вы!».

Рассуждая о школах русского сценического реализма (М.Н. Ермоловой, М.С. Щепкина, Н.В. Гоголя, М.А. Чехова, В.И. Немировича-Данченко), мой собеседник причисляет себя к последователям методики режиссёра и педагога, теоретика и практика Н.В. Демидова, соратника К.С. Станиславского, проявлявшего, впрочем, явные противоречия его знаменитой системе.
– На вопрос, откуда в моих спектаклях «голая» правда жизни, я всегда отвечаю: «Потому что они поставлены по системе Демидова!». Приоритет системы – скрупулёзная работа над ролью, начиная, условно, от года рождения героя, его времени проживания, основных исторических событий и т.д. Персонально каждый актёр проживает в обстоятельствах, обозначенных режиссёром, и как актёр, и как «собственно я сам, со своими руками, ногами, головой».
Помнишь «Любовь и голуби» Владимира Меньшова? Стопроцентное попадание режиссёра в выбор актёров – Михайлова, Гурченко, Дорошину. И как итог – кинематографический шедевр на все времена!

Наверное, это как у великой Ф.Раневской: «Не переношу слова «играть». Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно!». Сегодня Андрей, живя на сцене, шлифует в себе способности режиссёра: открывает имена молодых артистов, стимулирует их, питает своим актёрским опытом и создаёт спектакль – творческое целое сценического искусства. Спектакли Бена – это палитра смешения красок драмы, мистики, гротеска, взаимодействие жестов, эмоций, аллегорий, восприятие театрального действия на уровне собственных чувств и интуиций.
– Спектакль «по Бену» – это возможность прямолинейно сказать на «неудобные» темы, где героями зачастую становятся люди, попавшие в сложную жизненную ситуацию, так называемые аутсайдеры жизни. С другой стороны, мои спектакли дают возможность прочувствовать и жизнь элиты, богемы: красиво одетых и богатых людей, которые, как известно, тоже плачут. Меня можно причислить и к категории тех режиссёров-романтиков, где любовь – это та же правда жизни с победителем либо проигравшим в финале. Самая непростительная ошибка, когда сцена лжет зрителю устами актеров, постановкой режиссеров, освещением техников. Правда – основной принцип режиссёра Бена.
Придя в театр, зритель не должен рассматривать во время действия люстры, ковровые покрытия, мечтать об антракте! Зритель должен переживать и сопереживать актёру и сценическому произведению – в этом я вижу главную задачу режиссёра!

Профессиональная деятельность режиссурой стимулирует Андрея к работе не только в театре. Большое удовлетворение Андрей Алексеевич получил от реализации авторского проекта «Театр на теплоходе», когда с питерскими коллегами по сцене работал на флоте российской судоходной компании «Водоход», организатора туристических круизов по северо-западу, «Золотому кольцу» и «Серебряному ожерелью» России с проведением среди отдыхающих мастер-классов и постановкой их свободного времени. Была аналогичная работа и на международном круизе компании «St.Peter. Line» на пароме по маршруту Санкт-Петербург – Хельсинки – Таллинн – Рига – Стокгольм.
Андрею Алексеевичу Бену сегодня 45 лет, и более половины его жизни занимает определённая ниша – театр со сценой и залом, поклоном и аплодисментами, антуражем и реквизитом. Говоря о победах режиссёра и педагога, следует назвать его отдельные призовые работы: «Наташина мечта» – победитель номинации «Лучшая женская роль» международного фестиваля «Пространство юных» в г. Сочи, спектакль «Жестокий урок» –победитель номинации «Лучшая трактовка современной драматургии» (там же), «Одна» по поэме Р.Рождественского «Ожидание» – победитель различных номинаций театральных фестивалей и конкурсов г. Санкт-Петербурга, «Домой» – приз за лучший социальный проект театрального фестиваля «Весь мир – театр» в г. Пушкине, «В моём омуте» – дважды победитель театральных фестивалей социальных постановок «Грани», «Прочтение» в г. Санкт-Петербурге, «Домовой» – триумфальный победитель театрального фестиваля в г. Москве. Всего же режиссёром поставлено более двух десятков разножанровых спектаклей.
Лично меня театр лечит, вдохновляет посредством живых эмоций. Для режиссёра и актера, предполагаю, театр – некий прямой эфир, искусство «без права на ошибку», жизнь, в которую он вкладывает свою душу. Но что творится в этой душе? Секрет…

Дина Березицкая, г. Москва

78865

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы