
С Екатериной Соколовой, хормейстером районного Дома культуры «Дружба», мы сидели в густом тёмно-жёлтом свете тусклых, едва разгорающихся прожекторов. В коридорах, кабинетах и даже фойе учреждения жизнь била ключом, и только зрительные ряды пустовали. Сцена казалась мрачноватой и холодной. Но в спокойной тишине Екатерина откровенно поделилась своими успехами.
На днях она стала дипломантом первой степени на международном конкурсе-фестивале, проходившем в рамках Международного проекта «На крыльях таланта» в Улан-Удэ. Конкурсантов оценивали деятели искусств из Москвы, Санкт-Петербурга, США и Грузии. Екатерина достойно представила Хакасию и наш родной Усть-Абакан в номинации «Эстрадный вокал». Эта победа и послужила залогом текущей беседы.
– Родом я из Бурятии. До пятнадцати лет училась в музыкальной школе по классу скрипки. Это очень сложный инструмент. Моя скрипка хранится у мамы как память. Потом колледж, – рассказывает Екатерина, – а после этого получила высшее образование в Красноярской государственной академии музыки и театра по специальности дирижирование академическим хором. Также в мою квалификацию входит педагог вокала, кем я здесь и являюсь.
– А как вот… из Бурятии – сюда?
– Мечтала получить более «широкое» высшее образование. Мне захотелось уехать «на запад» (улыбается). И не пожалела. А в Усть-Абакан переехала из-за мужа Алексея. Он учился со мной на одном курсе в Красноярске на звукорежиссёра. Так судьба сложилась – познакомились. И теперь вместе работаем в «Дружбе» с ним и мамой – Надеждой Викторовной.
– Здорово!
– Да, согласна. Родные рядом и всегда могут помочь советом. Психологически намного проще. Это место я сильно полюбила. И мне нравится заниматься с детьми. Активно участвую в жизни ДК, различных концертах, мероприятиях. Мне всё это очень по душе. Коллектив чудесный! Это лучшие люди, которых можно было бы только пожелать самому себе!
– Ваш путь – это такое путешествие по карте: Бурятия – Красноярск – Хакасия. Но где жизнь казалась более «вкусной»?
– Улан-Удэ в сравнении с Красноярском-«миллионником» – небольшой городок. Пятиэтажки, девятиэтажки… Он такой, домашний. Красноярск же – очень «живой», энергичный. Все постоянно в движении, куда-то бегут, едут, мчатся. Но от больших городов устаёшь. А мне нравятся очень спокойные места. Теперь Усть-Абакан – моя вторая родина, и здесь я вполне комфортно себя нахожу. Красивые места, пейзажи. Холодно, конечно, ветрено, но…
– В Улан-Удэ ветра поменьше?
– Там климат более мягкий. Ветра кажутся такими нежными, ласковыми, приятными для кожи (с улыбкой проводит себя ладонью по щеке). Но Усть-Абакан – это тихое-тихое место. Как мы любим с мужем говорить: летом здесь можно посмотреть звёзды. В Красноярске они всегда от нас прятались за смогом загазованного неба.
– Но если вернуться к конкурсу. Для вас эта поездка – по сути путешествие на родину?
– Проживание в городе могло быть очень затратным для участников с учётом цен гостиничных номеров – а это полнедели. У меня же, конечно, было где остановиться. В подготовке главное не просто выучить произведение – важно, чтобы душа ещё пела. Ученикам своим тоже всегда говорю: нужно проникнуться всем сердцем. У меня были очень непростые произведения «Счастье русской земли» Елены Плотниковой и «Мотылёк» Елены Есениной. Постаралась в их исполнение вложить всю себя.
– Каких-нибудь знаменитостей встретили на конкурсе?
– Там в основном все такие же, как я, – простые участники. Но приезжают профессора из консерваторий. И это большой плюс подобных мероприятий – возможность познакомиться с интересными людьми. Мы участвуем в круглых столах, мастер-классах, где профессионалы делятся своим опытом и «разбирают» ошибки тех, кто выступил на сцене, чтобы впредь мы их не допускали. Такое независимое мнение со стороны обогащает полезными знаниями и побуждает улучшать свои способности. Ведь педагоги всегда должны дополнять свою копилку знаний, чтобы качественно учить детей.
– По вашему выступлению тоже были замечания?
– На таких волнительных встречах любые слова, услышанные в свой адрес, надолго отпечатываются в голове…
– А как вы сами оцениваете свой номер?
Задумывается с улыбкой:
–… Неплохо. Но я всегда к себе критична и не скажу, что выступила превосходно. Я знаю свои ошибки и понимаю, к чему нужно стремиться.
– Аудитория слушателей была большая?
– Во время самого выступления обычно сидит только жюри и редкие зрители. Но гала-концерт – иное дело.
– Вы фактически наедине с жюри… Зрительный контакт поддерживаете? Или лучше не смотреть в глаза?
– Конечно, иногда надо посмотреть на членов жюри. Но это очень волнительные моменты. Стараешься быть более отрешённым.
– А где вы ещё участвовали?
– В конкурсе «Весна в Хакасии», где, кстати, мой ученик занял второе место, в фестивале патриотической песни «Мы этой памяти верны», что проходили в Центре культуры и народного творчества им. С.П. Кадышева. Я работаю всего один год – и это немногое, что я пока успела.
– Какие внутри чувства, когда понимаешь, что на конкурсе представляешь всю Хакасию?
– Это ответственно, волнительно и страшновато. Находишься в другой республике, в иных обстоятельствах – и вокруг всё по-другому.
– А есть у вас секреты, как побороть волнение на сцене? Некоторым помогает несколько глубоких вдохов-выдохов.
– Я человек сцены. В музыке с пяти лет и занимаюсь этим творчеством более двадцати лет. Всю жизнь боролась с этими страхами. Научилась себя настраивать, перед выступлением абстрагироваться от всего: ты один и отрешён. На гала-концерте собралось безумно много людей. Был аншлаг! Не хватало мест, чтобы сесть. Люди стояли в проходах, все в волнении. Здесь же скопились участники остальных номинаций, в том числе хореографии, театра мод в красочных зрелищных одеяниях. Вот если бы такой яркий и масштабный конкурс пришёл к нам в Хакасию, в Абакан, я бы участвовала в нём с ещё большим удовольствием.
– Что помогло взять диплом первой степени? Какие особенные нотки прозвучали в тот день в вашем голосе?
– Не знаю. Жюри виднее. Никогда не задумывалась, что во мне может быть такого особенного. Сколько людей – столько и мнений. И порой какой-то личный субъективный фактор играет ключевую роль – один член жюри думает, что ты «не дотянул», а второй говорит «превосходно». Но важно помнить, что в жюри не сидят сторонние случайные прохожие. Они профессионалы. И услышать их мнение – это получить бесценный опыт. Опыт – вот главная движущая сила.
– А музыка – это ваше всё? Или у вас есть и другие увлечения?
– Только музыка! В ДК у нас кружок по эстрадному вокалу. Много работаю с детьми – учу «держать» микрофон, преодолевать волнение, работать на сцене не просто с пустыми сидениями, а с публикой. Стараюсь услышать лучшее в их голосах. Педагог я требовательный, но с ребятами на одной волне. Меня они воспринимают как друга и потому всегда открыты для общения, готовы к изменениям. Работаем мы с удовольствием.
– Напоследок небольшая вам разминка. Попробуйте закончить: «Если бы я могла спеть в дуэте с любой звездой, сделала бы это с…»
– Ох, как вы врасплох… – смеётся. – Моя звезда – это мой муж.
– Мы в этом не сомневаемся! Но если говорить о…
– Ну хорошо, – сдаётся Екатерина, – в Красноярске выступал с концертом Алессандро Сафина. Это… очень-очень крутой исполнитель. Ну, помните, в сериале «Клон» он спел «Luna»? – тихонько напевает. – Это волшебный голос, шикарная подача на сцене. Это бальзам на душу. Уметь так наполнить аудиторию своей энергетикой…
– А вот интересно, для того, чтобы залу что-то отдать, нужно самому быть наполненным. Но если передряги дома, в семье, на душе кошки – как быть?
– В академии знакомые актёры учили, что когда выходишь на сцену, для тебя становится неважным, что происходит в твоей жизни, в твоей семье, где угодно. Всё, что было с тобой ещё секунду назад до выхода к публике, – остаётся за кулисами. Это профессионализм. И этому нужно научиться. На сцене – другое настроение, полная замена мыслей. Но гаснет свет, и можешь вернуться в обычную жизнь. Такая работа.
– Приходилось ли вам петь в необычных местах?
– На вершине горы! На Байкале. В хакасской степи – во весь голос. Родные привыкли, что я часто пою за обычными семейными делами…
– Как хорошо, когда семья творческая.
– Точно! Мой муж всегда понимает меня, подсказывает, направляет. Любой конкурс – это большой стресс. Но у меня есть большая поддержка, сильное плечо.
– Удаётся творчество уложить в рабочее время?
– Творчество у меня семь дней в неделю. С мужем играем в музыкальной группе. Он вокалист. Я на клавишах играю. Мальчики на гитарах, барабанах… Названия группы ещё нет. Гитарист пишет превосходную музыку. Я без ума от неё. Он сам из Абакана… Мы нарабатываем репертуар. Это у нас такое хобби в свободное время. Такое творчество без расписания.
– Нет-нет, подождите! Почему бы вашему хобби впоследствии не радовать слушателей на наших концертах? Своя молодёжная группа – это же круто! Ждём от вас названия и скорых выступлений. Хотелось бы снова взять интервью у вас здесь, на этом месте, уже как участницы группы.
– Хорошо. Спасибо, – смеётся Екатерина.
Ольга Кайнова
Оставить сообщение: