Сергей СОКОЛ: «Надо делать ставку на развитие тех
отраслей, которыми регион может управлять»
Во второй части нашего интервью с Председателем Верховного Совета Хакасии Сергеем Соколом обсудим конкретные перспективы развития региона.
- Сергей Михайлович, мы остановились на вопросе преодоления экспортной зависимости экономики Хакасии. Есть ли альтернативы углю и в какую сторону надо двигаться, чтобы преодолеть эту зависимость?
- У нас две отрасли – алюминиевая и угольная – зависят от экспорта и состояния мировых рынков. Плюс проблемы с логистикой. Возможности правительства Хакасии влиять на ситуацию есть, но они ограничены. Надо делать ставку на развитие тех отраслей, которыми регион может управлять.
- Какие же? Торговля? Лес? Сельское хозяйство? Туризм?
- Да, начнём с торговли. Глава отчитался, что оборот розничной торговли в республике увеличился на 7,5 процентов и превысил 150 миллиардов рублей. Это хорошо. Но он умолчал о том, что доля торговых сетей в этом обороте выросла уже до 32 процентов. То есть почти 50 миллиардов рублей – а это сумма, сопоставимая с доходами республиканского бюджета, – уходит из Хакасии в торговые сети. Это, на мой взгляд, результат тех самых соглашений с «Х5 Ритейл» и «Магнитом», которые были заключены правительством Хакасии в 2021 и 2022 годах. Ещё один результат – минус 82 хозяйствующих субъекта в сфере торговли за этот период. И никаких преференций от торговых сетей наши производители не получили – попасть местным товарам на их торговые полки крайне трудно. Пора правительству озаботиться пересмотром таких соглашений. Но это – тактическая задача.
Стратегически Хакасии надо включаться в проекты соседей. Например Тывы, где планируется создание Центрально-Евразийского транспортного коридора. И с этой точки зрения важны не только создание транспортных коридоров в Монголию и Северный Китай. Важно создание логистической инфраструктуры. Конечно, правительство допустило эпический провал в ходе переговоров с «Wildberries» о строительстве логистического центра. Напомню, что Татьяна Бакальчук (ныне Ким) планировала построить такой комплекс в Хакасии. Это примерно 12 миллиардов инвестиций, около 2 миллиардов налогов ежегодно в консолидированный бюджет республики, 6 тысяч рабочих мест с высокой заработной платой. И плюс 2–2,5 процента к валовому региональному продукту Хакасии за счёт оживления торговли. Сдача в эксплуатацию логистического центра планировалась в мае 2025 года. 2 миллиарда налогов в тяжёлом 2025 году были бы очень кстати. Мы бы почти половину «вахтовиков» могли вернуть в Хакасию. Пример: открытие складского комплекса в Тамбовской области из-за появления новых рабочих мест вернуло в область 3,5 тысячи «маятниковых» мигрантов. Но главное – с этим логистическим центром Хакасия бы логично вписалась в создание Центрально-Евразийского транспортного коридора. Напомню, что этот проект для Тывы одобрил президент России.
- Выступая в доме культуры, глава республики сказал, что разработка и утверждение шестилетней индивидуальной программы развития стало историческим событием для Хакасии. Так ли это?
- Я бы не стал так пафосно оценивать это событие. Напомню, что правительство России утвердило программы для десяти самых отсталых в социально-экономическом плане регионов страны. Это подтверждение на федеральном уровне провала всей социальной и экономической политики нашего правительства. Несомненно, хорошо то, что правительство России протянуло руку помощи, дало для Хакасии дополнительные бюджетные деньги и возможности развития.
- Если мы говорим о транспорте и логистике, не могу не спросить про аэропорт. Сколько себя помню, идут разговоры – его надо развивать. А как прилетаешь в Абакан – очевидно, что никто ничего не развивает. Аэропорт застыл где-то в восьмидесятых годах прошлого столетия. Хотя Правительство отчитывается о достижениях и росте доходов.
- Сложная ситуация с аэропортом. Пассажиропоток немного вырос, грузооборот упал. Выручка растёт, но прибыль падает. Чистая прибыль аэропорта в прошлом году – это в 4,5 раза меньше, чем в 2022-м, и в 3,7 раза ниже, чем в 2021-м! Более того, результат работы в 2024 году по показателю «чистая прибыль» сопоставим с 2018 годом. И это при рекордной выручке в 575,5 миллионов рублей.
- А тут СМИ радостно сообщили: аэропорт Абакана снова получил шанс на светлое будущее.
- Да, аэропорт внесён в число опорных, где в 2028-2030 годах пройдёт реконструкция за счёт средств Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта. Стоимость реконструкции составит 3,1 млрд рублей.
Начать реализацию нацпроекта, направленного на модернизацию аэропорта, планируется с 2028 года. За счёт федерального финансирования в рамках проекта будут отремонтированы взлётно-посадочная полоса и средства навигации, находящиеся в федеральной собственности.
Аэровокзал находится в республиканской собственности, его модернизация и реконструкция – забота правительства Хакасии.
- Странная ситуация получается. Взлётно-посадочная полоса новая будет, а аэровокзал старый. Правительство вроде что-то хочет сделать, найти инвестора, но вот заместитель главы Мингела говорит, что федеральное законодательство мешает. Какие всё-таки перспективы, Сергей Михайлович?
- Мингеле всегда что-то мешает. Кто хочет сделать, ищет пути, кто не хочет – оправдания. Всей стране федеральный закон не мешает строить новые аэропорты, а правительству Хакасии мешает. Вы посмотрите: Пермь, Красноярск, Южно-Сахалинск, Благовещенск. Список можно продолжать. Торги провели. Инвесторов нашли. Новые и красивые аэропорты получили. Показатели деятельности этих аэропортов растут из года в год, растут стремительно. А не как у нас: шаг вперёд, два шага назад.
Нужен инвестор. Привлекать инвестиции необходимо исключительно на конкурентной основе. Все обязательства должны быть чётко и подробно прописаны в инвестиционном соглашении. Чтобы не получилось как с акциями СШ ГЭС. И далее – жёсткий контроль правительства за соблюдением условий этого соглашения.
- О сельском хозяйстве. Прошедший год был трудным. Узелковый дерматит. Отвратительные погодные условия и снижение урожая зерновых. Но правительство же поддержало сельчан. На ликвидацию последствий эпидемии узелкового дерматита направили почти полмиллиарда рублей.
- Ну, как поддержали. Из одного кармана у сельчан деньги вынули, в другой карман положили. Фокусники-иллюзионисты. Да, почти 500 миллионов потратили на ликвидацию последствий эпидемии. Но за счёт чего? Из 537 миллионов рублей, предусмотренных в бюджете на поддержку сельского хозяйства, сельхозпроизводителям не выплачено ни копейки. Посевная и уборочная прошли без финансовой поддержки. Сельхозпредприятия влезли в кредиты по нынешним высоким ставкам. Последствия этого ещё долго будут сказываться на состоянии нашего сельского хозяйства. Как результат, собрали 122 тысячи тонн зерновых вместо 180 тысяч тонн. И погодный фактор повлиял – почти 80 процентов урожая отнесено к фуражу.
На поддержку сельского хозяйства при размере наших посевных площадей необходимо минимум в два раза больше выделять из бюджета денег. Несмотря на то, что показатели медленно растут, в структуре валового регионального продукта сельхозпродукция уже давно и стабильно занимает 3 – 4 процента. Это мало. В стратегии развития Хакасии надо ставить цель увеличить этот показатель до 6,5 – 7 процентов. В идеале – до 10 процентов. Но это требует большой работы и инвестиций. Необходимо развивать переработку сельхозпродукции. И тут одним промпарком «Черногорский» не обойдёшься. Даже если его запустят в указанные сроки. Это чёрная дыра для финансов. Если верить правительству, уже более 800 миллионов вложили и ещё 500 миллионов планируют вложить. А что получили взамен? Пока ничего. Вы видели этот парк? Жалкое зрелище. 13 лет и ничего. Попрошу КСП и прокурора проверить это.
- А лесная промышленность? Ей же республика управляет?
- Да, управляет. Весь вопрос – как? В лучшие годы у нас продукция лесопромышленного комплекса составляла 10 процентов валового регионального продукта, сейчас его доля минимальна. Падение объёма лесозаготовок удивительным образом совпало с созданием АУ «Леса Хакасии» и учреждением Министерства лесного хозяйства.
Напомню, что в 2017 году республика заготавливала около полумиллиона кубометров, во времена СССР объём заготовки леса достигал 1 млн кубометров. Допустимый объём изъятия древесины у нас оценивается в 2,3 – 2,5 млн кубометров.
Может, нам не нужно выходить на максимальный расчётный объём лесозаготовок, возможно, не нужен и 1 миллион кубометров, как в СССР. Но выйти хотя бы на показатель 3 – 4 процента от валового регионального продукта было бы хорошо. А если поставить цель кроме заготовки древесины ещё и перерабатывать лес в Хакасии, то этот показатель к 2035 году можно довести до 7 – 8 процентов от валового регионального продукта.
- Не могу не спросить про энергетику. Об этом много говорили, поэтому, чтобы не повторяться, два небольших вопроса. Когда будет регуляторное соглашение с «Россетями»? И есть ли перспективы у солнечной электроэнергетики в Хакасии?
- О том, что нужно регуляторное соглашение, мы с гендиректором «Россети Сибирь» договорились больше года назад. Его нет до сих пор. А это единственный реальный инструмент на длительный срок установить правила игры и обеспечить стабильность нашей энергосистемы.
Правительством республики был разработан проект такого соглашения ещё весной 2024 года. Суть его была проста: Хакасия в течение 10 лет поднимает тарифы на электроэнергию, «Россети» сохраняют статус-кво на этот период. То есть тарифы растут, а ничего не меняется, не развивается. Наши эксперты такой подход раскритиковали, а дальше – тишина. Бывший зампред Курлаев озвучивал срок подписания – 2026 год. Но Курлаева нет. А сомнения есть. Сомнения, что оно будет. Без этого соглашения у нас проблема и с энергобезопасностью, и с развитием, и с инвестициями. Подсиненская птицефабрика – наглядный пример. Строить надо, электрических мощностей нет. Вот теперь правительство ломает голову, как сохранить нужный инвестпроект.
По солнечной энергетике. Это – не миф и не экзотика. В Хакасии в среднем в год более 300 солнечных дней. И уже почти 10 лет холдинг «Эн+» реализует проект «Абаканская солнечная электростанция» мощностью 5,2 МВт. Очень даже прибыльный бизнес. Эта станция платит налогов в консолидированный бюджет Хакасии примерно столько, сколько весь лесопромышленный комплекс. Хотя тут скорее дело в том, что лесодобытчики платят мало, а не «ЭН+ СОЛНЦЕ» много. Но всё-таки. В планах есть увеличить мощность до 25 МВт.
«Россети Сибирь» запустили пилотные проекты по использованию солнечной энергии в республике. Перспективы есть, но правительство должно всем этим заниматься и включить солнечную электроэнергетику в Стратегию развития республики.
- Ну и по туризму. Он развивается, но отчёты правительства вызывают недоумение не только у меня, но и у большинства жителей. Астрономические цифры. Турпоток в 1,5 миллиона человек, в 2,2 миллиона человек в год.
- А это тот самый «мисдирекшн». Цифры формально правильные. Это смотря как и что считать. «Росстат» считает не по турпоездкам, а по человеко-дням. Вот вам и 1,5 миллиона, только не туристов, а человеко-дней. «Сбер», опять же, ведёт учёт не по людям, а по транзакциям. Махнул приезжий карточкой – вот тебе единичка в статистику. 10 раз за день рассчитался – вот 10 единиц. Плюс ещё несовершенство этих учётов: в них попадают не только туристы, а все приезжие. Командированные, например, дети к бабушке на каникулы приехали и так далее. Поэтому пока республика в группе с низкой инфраструктурой и низкой узнаваемостью. Это – факт.
У нас есть объективные ограничения. Количество гостиничных номеров, мест размещения и количество работников в этом бизнесе. А ещё число авиарейсов в день для такого количества туристов должно быть не два, а минимум 20-25. Поэтому туристическая отрасль – это серьёзный бизнес и требует огромных инвестиций. И отдачу будет давать не сразу.
Так что увеличить количество туристических поездок до 400 тысяч к 2030 году – реальная цель, которую правительство ставит себе в новом проекте Стратегии развития республики. Но что точно хорошо – это тот энтузиазм, с которым они работают в этой отрасли. Везде бы так.
- Сергей Михайлович, есть ли выход? Я имею в виду общую ситуацию в республике?
- Знаете, я по натуре оптимист. Просто нужно понимание – где и в каких условиях мы находимся, чего хотим достичь и что для этого необходимо сделать. Вот мы говорили о Стратегии. После её утверждения, с учётом предложений депутатов, она должна стать инструментом, который позволит исполнительной власти республики работать планово и самое главное результативно. В этом Верховный Совет всегда готов помогать правительству Хакасии.
- Спасибо, Сергей Михайлович. В конце моё личное впечатление. Есть же у республики реальные достижения, созданные трудом её жителей, коллективами предприятий, бизнесом. Но они тонут в ворохе достижений «дутых», выдуманных чиновниками от правительства. И ещё. Республика как лодка без руля и ветрил. Без компаса. На плаву. Но куда она уплывёт с таким правительством – большой вопрос.
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Оставить сообщение: