Рекламный баннер 990x90px ban1
79
90.01

Сергей Сокол:

Сергей Сокол:
Отчёт Главы Хакасии сплошной «мисдирекшн»

Продолжаем с Председателем Верховного Совета Хакасии Сергеем Соколом обсуждать тему стратегии социально-экономического развития региона. И в этом интервью хотелось бы поговорить о том, какие у Хакасии есть, кроме угля и алюминия, другие возможности развивать свою экономику. Но уже, наверное, традиционно, начнем с другого вопроса.

– Глава республики Валентин Коновалов в Центре культуры и народного творчества имени С.П. Кадышева отчитался о работе за 2024 год. Сергей Михайлович, какова ваша оценка этого отчета?
– У иллюзионистов и фокусников есть такой термин «мисдирекшн». Это один из фундаментальных приемов в иллюзионизме. Суть его в том, чтобы заставить зрителя сконцентрироваться на чем-то явном и ярком, пока в это время происходит некое скрытое действие. Вот что и по форме, и по содержанию этого отчета видно: организаторы этого отчета этот прием хорошо освоили.
Показное выступление в Центре культуры и попытка устроить из этого некое шоу – это как раз тот самый мисдирекшн. Отчет ли это перед депутатами, как того требует Конституция Хакасии? Нет. Верховный Совет республики сессию не проводил, ближайшая состоится 19 июня. Отчет ли это перед народом – нет. В зал пускали только избранных и только по специальным пригласительным билетам. Демократична ли эта процедура – нет. Несогласованные вопросы задать было нельзя. Показательный пример – это попытка лидеров хакасского народа Петра Ивановича Воронина и Вячеслава Михайловича Тутатчикова задать вопросы Главе республики и получить на них ответы. Не вышло. Ну, если с ними так, что говорить об остальных.
– Это по процедуре, а по содержанию? Я читала отчет, всё же в республике вроде хорошо. Правда, немногие в это верят.
– По содержанию тоже сплошной мисдирекшн. Почитайте отчет внимательно. Тут он сравнивает итоги 2024 года с 2023-м. А вот тут – с 2017-м. А где-то сравнивает с 2018-м годом. С чем угодно, лишь бы рост показать. Что это, как не статистические манипуляции?
Но, пожалуй, самое важное. И мы об этом уже говорили. Это демографические показатели. Население республики, начиная с 2018 года, сокращается. За счет роста уровня смертности и снижения рождаемости. Плюс отрицательная миграция – люди уезжают из Хакасии. Плюс – «маятниковая» миграция – они едут работать на вахту или в соседний Красноярский край на работу. По продолжительности жизни республика не достигла плановых показателей. И об этом – молчок. Но это же главное. Вот скажите, к чему и для кого все эти цифры про рост валового регионального продукта и проценты освоения бюджетных средств? Для кого и для чего все эти инвестиции и инновации? Зачем все это, если людям от этого жить лучше не становится?
– В Верховный Совет республики уже поступил отчет об исполнении бюджета за 2024 год? А все ли с освоением бюджета хорошо?
– Поступил, изучаем. И это тема для отдельного разговора. И он отдельно будет рассматриваться на очередной сессии Верховного Совета республики. Но уже сейчас можно сказать – не все хорошо. Правительство не исполнило закон о бюджете. Ключевой показатель – доходы консолидированного бюджета Хакасии. По налоговым и неналоговым доходам недобрали без малого 7 миллиардов рублей. Более 14% от запланированного. И это не Москва виновата. Минфин России все свои обязательства исполнил. Это – недополученные налоги. Предупреждали правительство о том, что прогноз неточный, не «рисовать красивые цифры», а реально оценивать ситуацию, и Верховный Совет республики, и Контрольно-счетная палата, и Управление ФНС по Хакасии. Но в ответ Минэк – прогноз верный. Минфин – мы все исполним. Не исполнили. И это же не просто цифры на бумаге.
Это недофинансированное сельское хозяйство. Уборочную и посевную не профинансировали вовсе. Это катастрофический рост кредиторской задолженности. Кредиторская задолженность республиканского бюджета за 2024 год увеличилась в 7,6 раза. Если говорить о консолидированном бюджете, то кредиторка достигла 4,5 миллиарда рублей. Просроченная – 2,5 млрд. рублей.
Значительная часть – это долги перед поставщиками и подрядчиками. Предприниматели поставили лекарства, отремонтировали дороги, накормили детей в школах. А с ними не рассчитались. Не просто задержали оплату. За весь 2024 год не рассчитались. И сегодня уже почти полугодие текущего года – и до сих пор не рассчитались. А у предпринимателей обязанности: налоги платить, зарплату, перед своими поставщиками рассчитаться. 4,5 миллиарда рублей(!). Огромная сумма для республиканского бизнеса.
О каких успехах в экономике можно говорить. Доходы угольных компаний в 2024 году снизились в 12 раз. Вот вам и недополученные налоги. И правительство ничем не смогло заместить их. Нет доходов от разрекламированных технопарков. Доходы лесной отрасли и сельского хозяйства падают. 2024 год – это полный провал финансово-экономического блока правительства, и за это пора отвечать.
– Так, а почему всё-таки люди уезжают из Хакасии? Наивный, наверное, вопрос. И многие знают на него ответ. Но, всё-таки, что Вы думаете?
– Мы уже говорили об этом в первом интервью. Это – плохая медицина, проблемы с экологией. Высокий уровень бедности. Добавлю, и это – важное. Есть два показателя. Именно они наиболее объективно отражают то, как живется людям в республике. Первый – это среднедушевой доход населения. Это о том, сколько мы зарабатываем. Да, этот показатель немного вырос в Хакасии. В соседнем Красноярском крае он выше почти на 80%. Конечно, Красноярский край всегда жил богаче. Но проблема в том, что разрыв в доходах жителей Хакасии и Красноярского края растет, начиная с 2019 года. И будет расти, если у правительства Хакасии не будет внятной экономической стратегии.
Второй важный показатель. Его росстатовское название длинное: «фактическое конечное потребление домашних хозяйств на душу населения». Если коротко, то это показатель о реальных расходах населения. Он в республике тоже растет. Но, опять же, темпы его роста в Красноярском крае выше. И в Сибирском федеральном округе тоже. Мы там с 5-го места переместились на 8-е.
В это время динамика потребления по Красноярскому краю показывает устойчивый рост: потребление выросло со 107% до 115% от среднего по СФО.
– Там доходы выше, расходы тоже. Понятно, почему люди уезжают в Красноярский край.
– Да, и не только. Еще Новосибирская и Иркутская области, Республика Алтай. И это только Сибирский федеральный округ. А еще Москва, Краснодар, Санкт-Петербург. Конечно, экономика Красноярского края всегда была сильнее. Но должна быть стратегия, направленная на то, чтобы этот разрыв сокращать. А у нас, наоборот, этот разрыв из года в год растет. Особенно в последние годы. При разнице в доходах и расходах 20-30% не так много стимулов переезжать в соседний регион или ездить туда на работу. Но если разница почти в 80%, то да, они есть.
И в стратегии развития Хакасии нет ни цели этот разрыв сократить, ни механизмов, как это сделать.
И если говорить о доходах граждан, то правительство умалчивает еще об одной проблеме. Закредитованность населения растет. С 2018 года почти в 6 раз. Если в 2018 году среднестатистический житель республики был должен банкам около 80 тысяч рублей, то в 2024 году – более 450 тысяч. И в основном это – потребительские кредиты. В Красноярском крае тоже растет число кредитов, только там это, в основном, ипотека и кредиты на развитие бизнеса.
Так вот, повышение уровня доходов и потребления населения должно стать одной из основных целей новой стратегии развития Хакасии. И ключевым показателем здесь должен быть не рост ради роста, а сокращение разрыва в доходах и расходах населения Хакасии с другими регионами, Красноярским краем прежде всего.
– Минэкономразвития Хакасии опубликовало для общественного обсуждения проект поправок в Стратегию социально-экономического развития. Ваша оценка этих изменений?
– Законопроект внесен в Верховный Совет 30 мая. Он будет рассмотрен в профильных комитетах. А от того, что опубликовано, впечатление странное… мягко говоря.
По многим показателям, причем важным, ключевым, правительство предлагает к 2030 году вернуться к тому, что было в 2018-м. В частности, по коэффициентам рождаемости и смертности. Поправки в стратегию программируют существенное сокращение численности населения республики относительно того же 2018 года. Не думаю, что это правильно.
И еще раз повторюсь: никаких собственных целей развития у правительства республики нет. В лучшем случае они воспроизводят те цели и те показатели, что доводит до них Российская Федерация. И то зачастую делают это не самым удачным образом.
– Мы в прошлый раз говорили о том, что в Стратегии развития Хакасии должны быть пути решения проблем угольной отрасли. Их нет?
– Нет. И угольный кризис правительство Хакасии, похоже, ничему не научил. Даже сейчас, когда Президент дал поручение и федеральное правительство разработало меры поддержки, это не значит, что завтра свалится манна небесная. Краткосрочных мер много, но их надо реализовать. Соглашение о приоритетном вывозе угля на Восток – одна из основных мер. Угольные компании заявили потребность в 9,7 миллиона тонн, но РЖД точно против. И главный вопрос – на какие объемы удастся договориться. Достаточно ли их будет, чтобы стабилизировать угольную отрасль. Второе – правительство России решило поддерживать проблемные предприятия отрасли в индивидуальном порядке. Это и предоставление скидок на вывоз угля, и отсрочка по уплате налогов, и финансовая помощь. Создана подкомиссия во главе с Антоном Германовичем Силуановым. Как минимум пять угольных предприятий пойдут на эту комиссию. Задача правительства Хакасии – помочь им пройти эту комиссию и получить помощь. Иначе – банкротство. Но это краткосрочные меры. Они помогут выжить. А что дальше? В стратегии развития республики должна быть поставлена цель успешной диверсификации и угольной отрасли, и экономики республики. К 2030 г. отрасль должна быть стабилизирована и модернизирована. Доля угольной промышленности в валовом региональном продукте должна снизиться до 10-12%. Но не за счет сокращения доходов угольных компаний, а за счет развития существующих и создания новых отраслей экономики Хакасии. Из сырьевой республика должна стать индустриально-аграрным регионом с развитой транспортно-логистической и энергетической инфраструктурой.
– Коновалов заявил о том, что за четыре месяца 2025 года отгрузка угля выросла на 7,7%, но при этом совокупный убыток предприятий угольной отрасли в первом квартале 2025 года составил 4,1 млрд рублей. Как это могло быть? Возникают сомнения в достоверности данных.
– Нет, это похоже на правду. Угольщикам удалось нарастить поставки на юг и на внутренний рынок. Но это низкомаржинальные, а иногда и убыточные поставки. И еще как считать. Если в этот рост вошла «внутренняя» отгрузка, когда посчитали вагоны из Камышты на котельную в Абазу или Сорск, то, наверное, гордиться тут нечем.
Высокомаржинальный экспорт в Азию рухнул, и угольные компании генерируют убытки. Так что 2025 год и для экономики, и для бюджета будет крайне сложным.
И большой вопрос в том, достаточно ли у Главы Хакасии лоббистских возможностей, чтобы добиться достаточных квот на вывоз угля на Восток и возобновление действия понижающих коэффициентов на дальность, а также на перевозки энергетического угля. Без этого республика не выйдет из угольного кризиса.
– Сергей Михайлович, предлагаю во второй части нашего интервью обсудить вопросы преодоления экспортной зависимости региона и перспективы включения Хакасии в проекты соседей. Уверена, у вас есть пути решения и прогнозы на этот счет.

Ирина Гирш
13

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы